Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Кажется, что зло и грех несовместимы с религиозной жизнью. Нельзя же быть злым и верующим одновременно. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Кому из верующих людей не приходилось слышать критику в адрес людей церковных? Думаю, приходилось всем. Впрочем, начало этой критике было положено ещё апостолом Павлом, который с удивлением заметил, что христиане Коринфа спокойно терпели рядом с собой человека, живущего в качестве мужа со своей собственной мачехой. Апостола возмутил не только сам поступок, который, по его мнению, был ненормален даже для язычника, но и молчание его собратьев по вере, которые продолжали считать его христианином. Для Павла было очевидно, что сознательный греховный поступок, в котором человек добровольно нарушает заповедь Божию, с христианством несовместим, и он был уверен, что такому человеку не место в Церкви. В то же время, обращаясь к его посланиям, к святоотеческой и современной духовной литературе, мы видим советы о том, как победить гордость, приобрести терпение, научиться прощать и о многом другом. Но как же так? Разве гордость, отсутствие терпения или обидчивость — не грехи? Разве место всем ленивым, осуждающим и гневливым в Церкви? Не должны ли они, как и тот коринфский грешник, быть изгнаны из церковного собрания? Ответ однозначный: нет. Потому что есть грехи, которые человек совершает сознательно и добровольно, и должен нести за них ответственность, а есть грехи, с которыми он сам борется, стараясь стать лучше. Он не соглашается с тем, чтобы они господствовали в его жизни, хотя и оказывается бессилен их окончательно искоренить. В Церковь мы как раз и приходим для того, чтобы вместе с Богом исправиться и жить праведно.
В отрывке из Евангелия от Луки, который мы услышали сегодня, есть примечательная деталь. Христос исцеляет бесноватого в синагоге. Перед Спасителем был не просто слепой, согнутый параличом, или однорукий, но человек, одержимый бесом. Однако, даже будучи одержимым, он шёл в синагогу, чтобы помолиться с братьями по вере, почитать Писание и послушать наставление. Этот человек не был до конца хозяином самому себе, но насколько мог — старался вести религиозную жизнь. Если в его жизни и бывали плохие поступки, которые были спровоцированы пленившими его лукавыми духами, он отвечал за них лишь в той мере, в которой внутренне был с ними согласен. Но в ту меру, в которую он с ними боролся, он был соработником Богу, как бывает всякий человек, который борется со страстями, даже если не может их одолеть.
Христос проповедует, а бесноватый слушает. Он не обращается ко Христу сам, за него этого не делает никто другой. Даже Сам Спаситель не обращается к бесноватому или бесам с какой-то речью. Ощущение такое, что бесы видят, какое влияние оказывает на пленённого ими человека, проповедь Христа и умоляют оставить их в покое. Однако Христос изгоняет их, освобождая бесноватого из их плена. Как поразительно отличается это чудо от бесед Христа с озлобленными книжниками и фарисеями. Они злятся сознательно и переубедить их практически невозможно.
В чём же благая весть сегодняшнего отрывка? Если мы приходим в Церковь и искренне боремся со своими немощами, Христос не оставит нас без помощи и утешения.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееНередко можно слышать о том, что Христос дал Своим служителям и Своей Церкви ту власть, которой обладал Сам. Что Евангелие понимает под этой властью? Отрывок из 4-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах, даёт ответ на этот вопрос. Давайте послушаем.
Глава 4.
31 И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние.
32 И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью.
33 Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом:
34 оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
35 Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему.
36 И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?
Итак, из только что прозвучавшего отрывка следует, что власть Христа, которую Он передал Своим апостолам, а они всем последующим поколениям христиан, — это власть над духовным миром. Как говорится в другом месте Евангелия, «власть вязать и решить». Помимо этого, это власть над стихиями материального мира, о чём нередко можно слышать из житий святых, которые воскрешали мёртвых, исцеляли болезни, ходили по водам и творили всякие другие чудеса. Некоторые, продолжая этот логический ряд, считают, что раз Господь дал ученикам власть повелевать духами и материей, то Он дал им власть вершить суд над людьми, их судьбами и жизнями. А потому это власть не только духовная, но и административная. Вероятно, отчасти это так. Ведь и сами апостолы нередко говорят о том, что следует покоряться властям, сами они вершили суд, возглавляли церковные соборы, а некоторые из святых были правителями целых государств. Однако, если мы внимательно будем читать Евангелие, то увидим, что основное содержание власти Христа не в том, чтобы управлять и повелевать. Она не сводится к этому. В отличие от власти земной у неё совершенно иной источник.
Власть, которую постоянно демонстрировал Христос, — это власть вопреки всему исполнять волю Своего Небесного Отца. А воля Отца заключалась в том, чтобы Он умер на кресте, и мы через Него вернулись домой, вновь обрели полноту жизни в Боге. Итак, власть Христа — это власть жертвенной любви. Власть светская всегда воздействует на людей внешне. Нередко она заставляет их действовать против своей воли. Власть любви покоряет сердце самого жестокого и циничного человека. Она обезоруживает. Тот, кто испытал её на себе, не может ей противиться. Поэтому и говорится в начале отрывка о проповеди Христа: «дивились учению Его, ибо слово Его было со властью». Сердца слушателей Спасителя таяли от Его слов, как лёд на солнцепёке в пустыне. Это можно сравнить с состоянием влюбленности. Такой огонь горит в сердце у мужчины, что он готов всё сделать ради своей возлюбленной. Его не надо заставлять. Это глубинный, внутренний импульс. Но если люди часто нас разочаровывают, так как не подтверждают своей любви делами, то Господь не просто говорил. Он подтверждал слова своими действиями. Это и есть та непреодолимая сила жертвенной любви, перед которой не могут устоять ни бесы, ни злые люди, ни сама смерть. Именно эта власть подчиняет себе материю, время и пространство. Этой властью обладали все святые, которые посвятили свою жизнь служению Богу и ближним. Чем больше сил они отдавали этому служению, тем большей властью исполнялись. Чем тщательней исполняли в своей жизни Евангелие, чем усерднее сверяли с ним свои мысли, слова и поступки, чем больше в своей практической деятельности забывали о себе и отдавали своё время и силы окружающим, тем больше их наполнял Бог, тем интенсивнее действовал через них в этом мире. Вот о какой власти идёт речь. И каждый из нас призван её приобрести.
Для этого следует уяснить одну простую мысль. Человек — это служебное существо. В этом его счастье, в этом его предназначение и призвание. Он создан по образу Бога, который Троичен в Своих лицах. В Котором происходит непрестанный круговорот любви. Каждое из Трёх лиц от вечности отдаёт себя Двум другим. Отдаёт без остатка. Так и люди созданы для того, чтобы делиться с ближними. Для того, чтобы постоянно отдавать. Лишь в этом случае нас будет наполнять благодать Божия. Чем больше отдаём, тем больше света внутри. Чем больше служим, тем счастливей становимся. Не случайно ведь корень слова счастье — это «часть». Счастлив тот, кто является всего лишь частью чего-то большего. Кто готов пожертвовать своим ради другого. Отсюда понятны и наше бессилие, и наша опустошенность. Ведь мы слишком увлекаемся поиском своего личного мелкого эгоистического счастья. Слишком зацикливаемся на удовлетворении своих потребностей, забывая о предназначении служения. Это похоже на воду из источника. Пока нет запруды на пути, она свежая, вкусная, прохладная. Как только образуется запруда, ручеёк превращается в затхлую лужу, а лужа — в зловонное болото. Поэтому Господь нас призывает меньше думать о себе. Все свои силы направить на служение ближним, обещая при этом, что чем больше будем отдавать, тем будем больше исполняться той властью, Которой обладает Сам Бог.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Стефан Домусчи