Евангелие от Луки, Глава 4, стихи 31-36
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Кажется, что зло и грех несовместимы с религиозной жизнью. Нельзя же быть злым и верующим одновременно. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Кому из верующих людей не приходилось слышать критику в адрес людей церковных? Думаю, приходилось всем. Впрочем, начало этой критике было положено ещё апостолом Павлом, который с удивлением заметил, что христиане Коринфа спокойно терпели рядом с собой человека, живущего в качестве мужа со своей собственной мачехой. Апостола возмутил не только сам поступок, который, по его мнению, был ненормален даже для язычника, но и молчание его собратьев по вере, которые продолжали считать его христианином. Для Павла было очевидно, что сознательный греховный поступок, в котором человек добровольно нарушает заповедь Божию, с христианством несовместим, и он был уверен, что такому человеку не место в Церкви. В то же время, обращаясь к его посланиям, к святоотеческой и современной духовной литературе, мы видим советы о том, как победить гордость, приобрести терпение, научиться прощать и о многом другом. Но как же так? Разве гордость, отсутствие терпения или обидчивость — не грехи? Разве место всем ленивым, осуждающим и гневливым в Церкви? Не должны ли они, как и тот коринфский грешник, быть изгнаны из церковного собрания? Ответ однозначный: нет. Потому что есть грехи, которые человек совершает сознательно и добровольно, и должен нести за них ответственность, а есть грехи, с которыми он сам борется, стараясь стать лучше. Он не соглашается с тем, чтобы они господствовали в его жизни, хотя и оказывается бессилен их окончательно искоренить. В Церковь мы как раз и приходим для того, чтобы вместе с Богом исправиться и жить праведно.
В отрывке из Евангелия от Луки, который мы услышали сегодня, есть примечательная деталь. Христос исцеляет бесноватого в синагоге. Перед Спасителем был не просто слепой, согнутый параличом, или однорукий, но человек, одержимый бесом. Однако, даже будучи одержимым, он шёл в синагогу, чтобы помолиться с братьями по вере, почитать Писание и послушать наставление. Этот человек не был до конца хозяином самому себе, но насколько мог — старался вести религиозную жизнь. Если в его жизни и бывали плохие поступки, которые были спровоцированы пленившими его лукавыми духами, он отвечал за них лишь в той мере, в которой внутренне был с ними согласен. Но в ту меру, в которую он с ними боролся, он был соработником Богу, как бывает всякий человек, который борется со страстями, даже если не может их одолеть.
Христос проповедует, а бесноватый слушает. Он не обращается ко Христу сам, за него этого не делает никто другой. Даже Сам Спаситель не обращается к бесноватому или бесам с какой-то речью. Ощущение такое, что бесы видят, какое влияние оказывает на пленённого ими человека, проповедь Христа и умоляют оставить их в покое. Однако Христос изгоняет их, освобождая бесноватого из их плена. Как поразительно отличается это чудо от бесед Христа с озлобленными книжниками и фарисеями. Они злятся сознательно и переубедить их практически невозможно.
В чём же благая весть сегодняшнего отрывка? Если мы приходим в Церковь и искренне боремся со своими немощами, Христос не оставит нас без помощи и утешения.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов