Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Совсем недавно я открыл для себя удивительную науку — зоопсихологию. Нет, вы только не подумайте, что я совсем на котиках помешался, оказалось, зоопсихологи делают удивительные открытия в законах поведения очень разных животных, и не только домашних.
Например, знаете ли вы, чем прежде всего отличается стадо овец от стаи волков? А ведь в чтении отрывка из 10-й главы Евангелия от Матфея, которое сегодня звучит в храмах на литургии, без знания этих различий мы можем упустить нечто очень и очень важное! Давайте послушаем чтение.
Итак, волчья стая и овечье стадо. Вроде бы и там, и там определённым образом упорядоченная общность животных. Но специалисты утверждают: разница колоссальная, и прежде всего с позволения сказать «системная».
Как организована волчья стая? Это, прежде всего, доминирующая пара матёрых вожаков, волк и волчица. Они абсолютный, непререкаемый авторитет. Они не только ведут стаю к добыче, но и обеспечивают максимальную слаженность действий каждого члена группы. Жёсткая иерархия, строгое подчинение, жестокое пресечение любой попытки самовольно занять привилегированное положение. Кроме того, стая по своей природе «собственник»: она не потерпит присутствия на своей территории чужаков при том, что зона может быть огромной, сотни квадратных километров!
Казалось бы, на фоне такой волчьей стаи отара овец — просто стадо баранов, и этим всё сказано! Но, не тут-то было! Совсем свежие исследования трёх французских университетов доказали, что у стада овец тоже есть своя система организации, правда, совершенно иная: чтобы её понять, пришлось долго выстраивать математическую модель, наблюдая за животными.
Прежде всего, стадо это сетевая структура, при этом выстроенная по строгим правилам иерархичности. Благодаря этому в стаде каждая овца постоянно находится, как бы мы сказали сегодня «он-лайн», в курсе всего, что происходит в данный момент в стаде. Вот, оказывается, в чём и заключается «змеиная мудрость» стада: сетевая структура очень устойчива и информативна! Однако иерархичность стада принципиально иная: да, все собираются вокруг лидера, но только вот какая особенность: этот лидер... всегда временный! На определённое время полный контроль за стадом передаётся временному лидеру, который никогда на этом ответственном месте долго не находится! При этом сам процесс непрекращающейся передачи власти происходит органично и безболезненно: никаких склок и смертных боёв, как это происходит у тех же волков. Теперь вы знаете, что есть «голубиная простота» овечьего стада! Именно в стаде происходит постоянное взаимодействие всей группы и временного лидера: пока учёным не удалось досконально выяснить сам механизм определения лидера, но очевидно, что этот механизм куда сложнее, чем в волчьей стае! Вот тебе и «тупые бараны!» Именно благодаря отсутствию единственной «точки сборки» общности всё стадо выступает как монолит устойчивый, при этом очень гибкий и мобильный!
Мы подошли к самому главному: Христос отправляет Своих учеников как овец среди волков. И смотрите, как тонко показывает святитель Иоанн Златоуст, какой вывод для себя мы призваны сделать: «устыдимся поступать вопреки заповеди Христовой и нападать на врагов как волки. Доколе мы будем овцами, дотоле будем побеждать; хотя бы и бесчисленное множество волков нас окружало, но мы их преодолеем и победим».
Представляете себе! Задолго до современных открытий зоопсихологии святитель Иоанн прозревал, что христианская общность, то есть Церковь, при всей кажущейся беззащитности и уязвимости, обладает невероятной внутренней силой, способной успешно противостоять любым самым агрессивным, изощрённым и высокоорганизованным нападкам со стороны «духовных хищников!» Главное самим не становиться волками, не перенимать несвойственные христианской природе модели поведения, а вот куда следует стаду Христовых учеников двигаться Сам Дух Божий и надоумит!..
Читать далееЗдравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. У людей, которые приходят в церковь, и знакомятся с её сложным учением, сложной многовековой культурой и традицией, часто возникает вопрос: в какую меру они должны всё это знать, и чего, в первую очередь, ждет от каждого Господь? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 10-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.
17 Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,
18 и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.
19 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать,
20 ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.
21 Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;
22 и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.
Сегодняшний отрывок — часть речи Христа, которой Он напутствовал апостолов перед тем, как послать их на проповедь. В связи с этим может возникнуть вопрос: что перед нами? Иллюстрация из подготовки профессиональных проповедников или речь, обращённая к каждому человеку? В контексте Евангельского повествования эти слова обращены к апостолам, но Церковь сегодня обращает их к каждому из нас. Почему? Да потому что есть сфера, в которой нельзя быть любителем и успокаивать себя тем, что для сложных случаев есть профессионалы, и это сфера христианской жизни. Да и к уровню подготовки самих апостолов у внимательного читателя могут появиться вопросы, такими ли уж они были профессионалами?
Во-первых, задумаемся над тем, что Христос посылает учеников, как овец среди волков. Разве не очевидна внешняя абсурдность подобного действия. Что можно сказать о пастухе, который посылает овец в волчью стаю? Что будет с такими овцами? Ведь они отправляются прямиком на съедение? На первый взгляд это, конечно, именно так. Но Христос продолжает, Он говорит ученикам, чтобы они были разумными, как змеи, и кроткими, или, если буквально перевести это слово с греческого, чистыми, как голуби. Ученики должны понимать сложность ситуации, в которой они находятся, и действовать рассудительно. Кроме того, они сами не должны подавать поводов для осуждения и обличения... Они посылаются не на съедение, но для того, чтобы своей жизнью явить жестокому миру правду. Люди говорят с «волками жить по волчьи выть» и этим заставляют свою совесть молчать. Мол, не можем мы иначе. Ученики же посылаются для того, чтобы показать всю внутреннюю неправду этих слов. Причём посылаются не как революционеры или бунтари, которые должны всё перевернуть вверх дном и навести порядок, но как те, кто несмотря на торжество неправды, способны жить иначе.
В связи с этим важно обратить внимание на то, что Спаситель призывает учеников не готовиться к тому, о чём говорить. Как это так? Современный проповедник уверен, что должен знать массу фактов и цитат, чтобы суметь любого переубедить. А Христос говорит: не надо, не готовьтесь... Почему? Неужели знания действительно не нужны ученикам? Нужны, конечно, но это знания другого рода, ведь речь не про факты и понятия, но про опыт жизни в Духе Святом, уникальный и неповторимый. Можно знать массу фактов и никого ни в чём не убедить, потому что по-настоящему людей убеждает только опыт.
Конечно, в любой сфере нужны профессионалы. Существуют верующие историки, филологи, специалисты в области богословия, апологеты, которые могут спорить с людьми, разрушая ложные стереотипы и развеивая мифы. Их деятельность очень важна. Но таковыми не могут стать все. Вместе с тем есть собственно христианская жизнь, в которой каждый призван стать профессионалом в свою меру. Не в смысле познания тонкостей правил и ритуалов, как это было с фарисеями, но в смысле глубины и осмысленности жизни. Христос не посылает нас в мир в качестве укротителей волков, не посылает как гениальных учёных, познавших все тайны мира. Он посылает нас как свидетелей того, что иная жизнь, мудрая, чистая и кроткая, возможна.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
протоиерей Павел Великанов