Евангелие от Матфея, Глава 10, стихи 16-22
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. У людей, которые приходят в церковь, и знакомятся с её сложным учением, сложной многовековой культурой и традицией, часто возникает вопрос: в какую меру они должны всё это знать, и чего, в первую очередь, ждет от каждого Господь? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 10-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.
17 Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,
18 и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.
19 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать,
20 ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.
21 Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;
22 и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.
Сегодняшний отрывок — часть речи Христа, которой Он напутствовал апостолов перед тем, как послать их на проповедь. В связи с этим может возникнуть вопрос: что перед нами? Иллюстрация из подготовки профессиональных проповедников или речь, обращённая к каждому человеку? В контексте Евангельского повествования эти слова обращены к апостолам, но Церковь сегодня обращает их к каждому из нас. Почему? Да потому что есть сфера, в которой нельзя быть любителем и успокаивать себя тем, что для сложных случаев есть профессионалы, и это сфера христианской жизни. Да и к уровню подготовки самих апостолов у внимательного читателя могут появиться вопросы, такими ли уж они были профессионалами?
Во-первых, задумаемся над тем, что Христос посылает учеников, как овец среди волков. Разве не очевидна внешняя абсурдность подобного действия. Что можно сказать о пастухе, который посылает овец в волчью стаю? Что будет с такими овцами? Ведь они отправляются прямиком на съедение? На первый взгляд это, конечно, именно так. Но Христос продолжает, Он говорит ученикам, чтобы они были разумными, как змеи, и кроткими, или, если буквально перевести это слово с греческого, чистыми, как голуби. Ученики должны понимать сложность ситуации, в которой они находятся, и действовать рассудительно. Кроме того, они сами не должны подавать поводов для осуждения и обличения... Они посылаются не на съедение, но для того, чтобы своей жизнью явить жестокому миру правду. Люди говорят с «волками жить по волчьи выть» и этим заставляют свою совесть молчать. Мол, не можем мы иначе. Ученики же посылаются для того, чтобы показать всю внутреннюю неправду этих слов. Причём посылаются не как революционеры или бунтари, которые должны всё перевернуть вверх дном и навести порядок, но как те, кто несмотря на торжество неправды, способны жить иначе.
В связи с этим важно обратить внимание на то, что Спаситель призывает учеников не готовиться к тому, о чём говорить. Как это так? Современный проповедник уверен, что должен знать массу фактов и цитат, чтобы суметь любого переубедить. А Христос говорит: не надо, не готовьтесь... Почему? Неужели знания действительно не нужны ученикам? Нужны, конечно, но это знания другого рода, ведь речь не про факты и понятия, но про опыт жизни в Духе Святом, уникальный и неповторимый. Можно знать массу фактов и никого ни в чём не убедить, потому что по-настоящему людей убеждает только опыт.
Конечно, в любой сфере нужны профессионалы. Существуют верующие историки, филологи, специалисты в области богословия, апологеты, которые могут спорить с людьми, разрушая ложные стереотипы и развеивая мифы. Их деятельность очень важна. Но таковыми не могут стать все. Вместе с тем есть собственно христианская жизнь, в которой каждый призван стать профессионалом в свою меру. Не в смысле познания тонкостей правил и ритуалов, как это было с фарисеями, но в смысле глубины и осмысленности жизни. Христос не посылает нас в мир в качестве укротителей волков, не посылает как гениальных учёных, познавших все тайны мира. Он посылает нас как свидетелей того, что иная жизнь, мудрая, чистая и кроткая, возможна.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов