Как сделать всё от меня зависящее, чтобы в сложной ситуации не проявить постыдную слабость и не отречься от своей веры? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 6-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
История, которую Евангелие предлагает нам сегодня, воспринимается нами как история ужасного вероломства. И, безусловно, так оно и есть. Коварная Иродиада, сговорившись со своей дочерью, интригует против пророка Божия и в итоге добивается своих корыстных целей. Царь Ирод приказывает обезглавить святого. Однако есть в этом рассказе деталь, которая сигнализирует о том, что перед нами не просто история бесстыжей и беспринципной авантюры. Евангелист намекает своим читателям на подлинную трагедию, которая развернулась во дворце иудейского правителя.
Обратите внимание, Ирод не был атеистом или же богоборцем в прямом смысле этого слова. Он не был и язычником. Несмотря на то, что по национальности он был идумей, как один из политических лидеров евреев Ирод исповедовал иудаизм. Следовательно, принадлежал к ветхозаветной, богодухновенной религии. Более того, Евангелие прямо говорит о том, что он почитал Иоанна как пророка Божия. Он боялся его, берёг его, любил слушать его наставления и исполнял то, что Иоанн ему говорил. То есть, даже будучи заключённым в темнице, Предтеча являлся кем-то вроде придворного пророка. И сердце царя было к нему очень расположено и открыто. И кто знает, какие духовные плоды мог бы принести этот союз!
В этом и заключается трагичность ситуации. Ирод — не классический злодей из комиксов. Перед нами человек, в душе которого много светлого. В нём в достаточной мере присутствует благоговение перед святыней, трепет перед божественным и уважение к посланцам Творца. В достаточной для того, чтобы проявлять страх Божий в спокойной обстановке. Однако вера Ирода превращается в ничто, когда наступает кризисная ситуация. Когда ему предстоит сделать выбор: верность Богу или душевный комфорт. Ирод не может побороть страх перед людьми. Он боится потерять уважение, боится кривотолков, боится, что люди будут смеяться над ним и почитать его никем. Что за правитель, который не держит слово? Этот страх пересиливает, и царь даёт ему в полноте овладеть своим сердцем. Как свидетельствует сегодняшнее церковное песнопение, «не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный». То есть отдал предпочтение не вечному Богу, а этой временной жизни.
Трагедия еврейского правителя красноречиво говорит о сложности духовной жизни. Мало чувствовать Бога. Все мы в той или иной степени Его ощущаем по факту своего рождения. Ведь всякий из нас — образ Божий. Мало читать священные книги, исполнять религиозный ритуал, водить дружбу с религиозными деятелями. Необходимо ежедневно понуждать себя исполнять те заповеди, о которых говорит Евангелие. И в первую очередь те, которые я не хочу исполнять из-за страха потерять своё или не получить желаемое. А это всегда заповеди о служении ближнему и Богу. Когда во всех своих делах мы в первую очередь ищем ответ на вопрос: «Что Ты сейчас хочешь от меня Господи?» И когда во всяком своём начинании мы думаем не о своей выгоде, но о том, как принести пользу тем людям, которые нас окружают.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееХристианская традиция призывает нас делать Священное Писание образцом для своей жизни. Как это можно осуществить? Тот отрывок из 6-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, прекрасно подходит для того, чтобы это продемонстрировать. Давайте послушаем.
Глава 6.
14 Царь Ирод, услышав об Иисусе (ибо имя Его стало гласно), говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
15 Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков.
16 Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых.
17 Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней.
18 Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.
19 Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.
20 Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.
21 Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским,
22 дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе;
23 и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.
24 Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.
25 И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.
26 Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.
27 И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.
28 Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.
29 Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе.
30 И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили.
Итак, перед нами рассказ об Иоанне Крестителе, Ироде и его сожительнице Иродиаде. Очевидно, что Иоанн нам ближе, а Ирод и Иродиада не вызывают никакого сочувствия. Но что, если присмотреться к этим персонажем внимательней?
Посмотрите на Иоанна. Это человек, который постоянно отодвигал свою волю на задний план. Всё, чего он искренне хотел, — исполнять во всех своих делах волю Творца. И не просто хотел, он так действовал. То есть всякий раз, когда он начинал даже самое малое дело, он спрашивал у Бога, угодно это Ему или нет. С Его волей он ежеминутно сверял все свои мысли, чувства, слова и поступки. Во всём этом он стремился быть максимально полезен Господу, Который был центром и смыслом его жизни. Неслучайно Евангелие называет его «гласом, вопиющим в пустыне». Ничего личного. Никакого собственного пространства. Только голос, который передаёт слова Творца. Всё ради исполнения миссии. Максимальная отдача. Спал, где придётся, ел, что придётся, одевался, во что придётся. Да и умер не своей смертью. Ни жены, ни детей, ни дома, ни иного какого-нибудь имущества.
С другой стороны, Ирод. Он стопроцентный злодей? Вряд ли. Присмотритесь, он верит в Бога. Он считает Иоанна пророком. Несмотря на то, что он вынужден заточить его в темницу, он беседует с ним, слушает его и даже исполняет то, что тот ему говорит. То есть делает из Иоанна кого-то вроде духовного наставника. Он очень переживает, когда вынужден убить его. А потом мучается совестью так, что Иоанн мерещится ему везде. Об Иродиаде меньше известно. Но говорят, там было очень сильное чувство к Ироду. Когда его сослали, она поехала за ним в ссылку, несмотря на предложения императора остаться при дворе. И умерла на чужбине, оставшись верной любимому человеку. Получается, и она не абсолютная злодейка. Да, перед нами не персонажи из сказок. Это просто обыкновенные, реальные люди, которые в сложной ситуации предпочли вести себя так, как они всегда себя вели. Если Иоанн во всём стремился выполнить волю Бога, то они привыкли во всём исполнять свою волю. Ими руководил страх потерять своё. Поэтому и в такой сложной ситуации остались верными себе. Убрали с пути того, кто мешал их репутации.
Кто же теперь нам ближе и понятней из этих людей? Если всё ещё остались сомнения, можно просто понаблюдать за своей жизнью на протяжении всего лишь одного дня. Лучше даже взять блокнот и ручку и записать, какие мотивы сегодня руководят моими чувствами, словами и поступками. Результаты могут потрясти. Оказывается, что даже то добро, которое я совершаю, я зачастую делаю, преследуя личную выгоду. Даже обращаясь в молитве к Богу, я на первое место ставлю себя любимого и свои хотелки. Напротив, исполнение воли Бога наполняет меня страхом. Ведь мне кажется, что, если всё делать по Евангелию, это означает неизбежно потерять своё. Лучше уж как-то и вашим, и нашим. Но именно из-за этого в мою жизнь незаметно входят беспокойства, тревоги, претензии, раздражение, злоба, обиды, а вместе с ними пустота. И кто знает, насколько в эти моменты я далёк от поступка подобного поступку Ирода и Иродиады. Поэтому постараемся не просто читать и слушать Евангелие, но сверять с ним своё внутреннее состояние. Лишь так можно увидеть свои духовные недуги и обрести желание что-то кардинально поменять в себе и привлечь в свою жизнь божественную благодать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий