Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Иоанна, Глава 6, стихи 35-39

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Евангелие от Иоанна, Глава 6
Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У многих из нас есть печальный опыт посещения храма. Особенно в прежнее время люди часто жаловались на холодный приём, после которого они надолго теряли интерес к вопросам веры. На самом деле, со стороны Церкви всем давно понятно, что людей, приходящих в храм, нужно встречать с теплом и любовью. Но ведь и приходящим, со своей стороны, необходимо задумываться о том, что значит прийти к Богу? Прикровенный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 6-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 6.

35 Иисус же сказал им: || Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.

36 Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете.

37 Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон,

38 ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.

39 Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.

Как-то пару лет назад знакомый мужчина рассказал мне о ситуации, которой он был очень смущён. Находясь на территории одного известного монастыря, он увидел, как по нему шёл мужчина в шортах и с собакой на поводке. Понимая, что в монастыре есть своя внутренняя культура, культура поведения, культура внешнего вида... И зная, что эту культуру приходящие в монастырь призваны уважать, ведь они в гостях, мой знакомый подошёл к посетителю и вполне дружелюбно напомнил, что в монастыре есть свои правила поведения, которые стоит учитывать. Со своей стороны мужчина с собакой очень разозлился, стал ругаться и возмущаться правилами, с которыми он, как оказалось, был знаком. В конце концов он ушёл.

В сегодняшнем евангельском чтении, обращаясь к иудеям, Спаситель говорит: «Приходящего ко мне не изгоню вон», чем, очевидно, подчёркивает, что любой, кто ищет общения с Ним, не будет отвергнут. В то же время, мы можем вспомнить, что тот же Спаситель выгнал из Иерусалимского храма торговцев, которые своей деятельностью мешали молиться приходящим. Причём, если мы ко всему прочему вспомним, что всё, что совершал Спаситель, Он совершал из-за любви и в целях спасения, можно сказать, что изгнание торговцев должно было помочь не только молящимся, но и отрезвить тех, кто решил, что храм можно превратить в базар. Иными словами: никому, кто действительно приходит к Богу, Христос не препятствует и даже, напротив, готов поддержать их на этом пути. Только вот формальное нахождение человека на территории храма ещё не означает, что он стремится к Богу, что он действительно ищет Его и пришёл помолиться Ему.

Но как понять, что ты идёшь к Богу? На самом деле очень просто. Надо спросить себя, кто для тебя Тот, к Кому ты идёшь? И чего на самом деле ты от Него ждёшь? Обращаясь к слушающим, Сам Христос в сегодняшнем евангельском чтении не случайно называет Себя хлебом жизни и говорит, что приходящий к Нему не будет алкать и жаждать вовек. То есть тот, кто действительно стремится встретиться со Спасителем и Господом, тот внутренне испытывает жажду смысла жизни, жажду новых отношений... Его не устраивает обычная жизнь в мире сем, и он ищет мира иного, хочет быть причастным Царству Небесному. Естественно, все эти мысли могут быть не до конца сформулированными, недооформленными, но искреннее стремление насытиться хлебом жизни, действительно никогда не отвергается Христом.

Задумываясь о сложных ситуациях, в которых мы порой оказываемся, встречая людей в храме, нам стоит помнить о том, что, во-первых, Бог сердцеведец и он не смотрит на внешнее. Во-вторых, что формальное нахождение человека на территории храма ещё совсем не означает, что он действительно пришёл к Богу. Бог может быть ему совершенно не интересен. Но это, конечно, ни в коем случае не означает, что ему можно грубить... Христиане никому грубить не могут. И, в третьих, что порой человек, чувствуя жажду Бога и надеясь на встречу, приходит в храм не вполне понимая, как себя вести, что говорить, и Спаситель всегда к нему снисходит.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Священное Писание — это текст, который наполнен разнообразными символами. Один из них — это образ хлеба. Как в европейской культуре, так и в мире Библии, хлеб — не просто один из основных продуктов питания. Хлеб — это основа самой жизни. Особое внимание этому символу уделяет отрывок из 6-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 6.

35 Иисус же сказал им: || Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.

36 Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете.

37 Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон,

38 ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.

39 Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.

Очевидно, что, когда Христос в только что прозвучавшем отрывке говорит о хлебе, Он подразумевает жизнь не только внешнюю, физическую. В первую очередь речь идёт о жизни внутренней, сокровенной. А потому смысл Его слов предельно ясен: «Я — источник и основа всего вашего существования. Тот, кто связан со Мной, не будет испытывать духовного голода. Как хлеб наполняет ваше тело физической силой, так Я могу наполнить всю вашу жизнь высоким смыслом». О чём же именно идёт речь?

Один современный мыслитель сравнивал жизнь человека с прогулкой по озеру вулканической лавы, покрытому жёсткой коркой. Нам кажется, что у нас под ногами твёрдая почва. Мы уверено шагаем вперёд. Однако в каждый момент рискуем с головой погрузиться в кипящую магму. Ведь корочка на самом деле очень тоненькая и ненадёжная. Лишь чудом Божиим мы держимся на поверхности, балансируем, сами того не понимая, на кромке света и тьмы.

Пока идёшь по поверхности, нет особой необходимости в поддержке. Во свете дня мы не привыкли всерьёз задумываться о Боге. Нам достаточно пищи телесной. Питаешься привычными эмоциями, надеждами, мечтами, фантазиями. Строишь планы, зарабатываешь на хлеб насущный, развлекаешься. Одним словом, двигаешься в потоке. И кажется, что всё контролируешь. И всё надежно, предсказуемо и в некотором смысле стабильно. Если и наступает какой дискомфорт, ощущение внутренней пустоты, сразу же его заедаешь, запиваешь, забалтываешь, гасишь разнообразными впечатлениями, порой замаливаешь, одним словом, находишь, чем себя на время насытить и наполнить.

Но однажды в жизни всякого из нас это ощущение пустоты достигает критической массы. Приходит ночь и внутри человека разверзается бездна. Как писал об этом Фёдор Тютчев, «Но меркнет день — настала ночь; // Пришла — и, с мира рокового // Ткань благодатную покрова // Сорвав, отбрасывает прочь... // И бездна нам обнажена // С своими страхами и мглами, // И нет преград меж ей и нами — // Вот отчего нам ночь страшна!» Страшна, потому что привычный мир начинает рушится. Всё, во что верил, теряет смысл. Самые близкие и родные оказываются далёкими и чужими. Душа погружается во тьму. Не на что опереться. То, что раньше насыщало, больше не насыщает. В мире словно происходит сбой системы, гигантская поломка. И сам я начинаю ощущать себя в нём просто лишней деталью.

Вот тогда у человека и появляется прекрасная возможность ощутить, почему же Христос — истинный хлеб, который даёт жизнь. Лишь Он один способен утолить наш голод и жажду. Лишь Он один может стать между нами и тьмой небытия. Вернуть нас к свету. Одухотворить наше тело, нашу душу, наш ум. Сообщить нашим поступкам, нашим чувствам и эмоциям, а также нашим мыслям глубину и широту. Избавить от пустоты. Всю нашу жизнь наполнить высоким и непреходящим смыслом. От нас требуется лишь одно: обратиться к Нему в эти тяжкие минуты с просьбой о помощи и поддержке. И получив эту помощь, больше никогда не менять Хлеб Небесный на бледные, как тени, земные суррогаты.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
07.05.2025среда
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ