Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии священник Стефан Домусчи. Приходилось ли вам испытывать внутреннее удовлетворение в трудной ситуации? Многим это может показаться маловероятным, хотя феномен христианского мученичества это подтверждает. Люди радовались во время гонений. Для того, чтобы понять, что лежит в основе подобного поведения, стоит послушать отрывок из 6-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 6.
17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,
18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.
Во времена земной проповеди Спасителя все члены народа Божьего знали свою веру. Мало того, что они посещали синагогу, раз в семь лет в так называемый субботний год они не обрабатывали землю, но большую часть оставшегося времени посвящали изучению Пятикнижия Моисея и других священных книг. И всё же, несмотря на более-менее общую религиозную грамотность, в народе были группы ревнителей, людей, которые были особенно требовательны к себе и окружающим. Правда сконцентрированы они были на разных аспектах. Так фарисеи стремились соблюсти закон. Делали они это искренне и с большой требовательностью к себе и другим. Однако при этом порой они уделяли больше внимания преданиям старцев, чем самому закону Божьему. Зилоты были обеспокоены национальным возрождением, их в первую очередь занимали политические вопросы. Их активность оправдывалась ещё и тем, что в это время иудеи находились под властью римлян. Однако среди всех этих групп были люди, которые не объединялись в какое-то особенное движение, хотя и были объединены одной надеждой. Это были те, кого Священное Писание называет «чающие, то есть ожидающие утешения Израилева». Это были люди, ожидающие пришествия Мессии, Божьего помазанника, который не просто улучшит политическую ситуацию и не просто будет лучше всех соблюдать закон. Он — будет явлением помощи Божией и Его любви к людям, ведь в лице помазанника Господь посетит Свой народ.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как к Иисусу приходит много людей. Они ждут от Него чудес — исцелений и освобождения от нечистых духов. Однако, как это часто бывает, далеко не всем нужно главное, то, ради чего Он пришёл. Именно поэтому, исцелив людей, Спаситель оборачивается к ученикам и произносит слова о блаженстве тех, кто с точки зрения потребительской никак не может быть блаженным. Нищие духом, алчущие, плачущие, гонимые — кто скажет, что они, несмотря на их трудности, могут быть при этом счастливыми людьми? Это сможет сказать тот, кто хотя бы раз в жизни получал от Бога помощь, не рассчитывая на собственные силы. Кто стремился к правде и знал, что Бог на его стороне, кто был гоним, но осознавал собственную правоту.
В конце 19 века известный православный ученый Иван Васильевич Попов в своей магистерской работе писал, что древние мученики претерпевали любые мучения, потому что чувствовали сильнейшее одобрение в собственной совести. Физически им было очень тяжело. Более того, они практически всегда знали, что смерть близка. Но сильное чувство того, что они вместе с Богом и правы в своём выборе, помогало им всё преодолеть. Примечательно, что через 40 лет после защиты и публикации своей работы, Иван Васильевич сам стал мучеником за веру и остался верен Христу до конца.
Иногда религиозные максимы кажутся малоправдоподобными. Особенно изнутри мировоззрения, центром которого является комфорт. И всё же, доверяя Христу и живым свидетелям веры, которые на практике познали истинность Его слов, будем надеяться, что и мы, проходя жизненные испытания, окажемся верны Божией правде.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееИзвестный поэт Иосиф Бродский однажды сказал, что между поколениями пролегает прозрачная стена, железный занавес иронии, видимая насквозь завеса, не пропускающая почти никакой опыт. В лучшем случае, отдельные советы. Пессимизм Бродского понятен, но всё же излишне категоричен. Ведь то, что не поддаётся силам человека, может быть исправлено Богом. И лучом небесного света, насквозь прошибающим все возведенные людьми перегородки и соединяющим человеческие умы и судьбы, является, конечно же, Евангелие. Вечно юная, вдохновляющая каждое новое поколение благая весть Божия о спасении.
Мы только что слышали одну из наиболее важных составляющих учения Господа Иисуса — заповеди блаженства, изложенные апостолом Лукой несколько более кратко, чем в Евангелии от Матфея. Но в данном случае это не какая-то ошибка или небрежение, а характерная для Луки особенность. Концентрировано описывать влияние евангельской вести на практические вещи.
Однако для начала необходимо уточнить, что означает библейское понятие «блаженный». Это не просто счастье или глубокое переживание радости. Блаженство с точки зрения Писания есть духовный результат совпадения жизни человека в её внешних и внутренних проявлениях с промыслом Божьим. Только такое гармоничное сочетание и позволяет человеку обрести то самое блаженство — бытийное переживание радости, которая не сводится исключительно к религиозному восторгу, а также не сильно зависит от внешних обстоятельств. Но при этом на них влияет. О том и говорит нам сегодняшнее чтение.
Апостол Лука фиксирует в своём повествовании четыре заповеди блаженства, обещающие счастье от Бога нищим, алчущим, плачущим и гонимым. О каких людях говорит святой? По мысли Луки это в прямом, а не в переносном смысле голодные, плачущие и преследуемые. Но не следует думать, что евангельские страдальцы это просто все те, кто не имеет какой-либо собственности или переживает гонения.
Как неоднократно подчеркивали святые отцы, толкователи Писания, слова Христа, переданные святым Лукой, имеют отношение, прежде всего, к апостолам, которые из-за своего ученичества вынуждены терпеть нищету, голод и преследования. Апостол Матфей, пересказывая заповеди блаженства, к слову «нищие» добавляет «духом» — «Блаженны нищие духом». В данном случае имеются ввиду смиренные, нищие перед Богом, которые, подобно просящим милостыню, стоят перед Ним с пустыми руками, сознавая свою духовную нищету.
Учение Христа объединяет и духовную нищету, и нищету физическую — возникшую в результате преданности Евангелию. Церковь для Господа Иисуса — это общность в том или ином смысле голодных, плачущих, больных, труждающихся и обременённых людей, ощущающих своё несовершенство и желающих найти истинную полноту бытия благодаря Спасителю. Ведь стремление к счастью испокон веков характерно для людей. И эта жажда радости характерна для каждого поколения. Евангелие же через Христа обещает человеку блаженство, а потому находит отклик в сердце любого читателя, не сводящего жизнь исключительно к материальным ценностям.
Но всё же, как может быть блаженным-счастливым плачущий, гонимый, нищий? В том и дело, что новая перспектива счастья, открываемая нам Христом, не зависит от внешних обстоятельств. Человеку для переживания счастья более не требуется отделять от общего блага какую-то часть и на ней замыкаться. Блаженство не требует отделения, но, наоборот, включает человека в совершенную полноту реальности Божией. Если ты чист сердцем, кроток, дорожишь миром, всё самое ценное тебе уже принадлежит, потому что ты находишься в общении с Богом — источником совершенства. Человек действительно создан Богом для счастья. Просто оно не измеряется деньгами или драгоценными металлами. Более того, при стремлении подменить блаженство от Бога каким-либо суррогатом, внутренняя жажда по счастью будет лишь усиливаться. По-настоящему утолить её способен только Бог, через Сына Своего соединяющий разрозненное человечество в единый народ Божий.
Читать далее
священник Стефан Домусчи