Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 17-23
Известный поэт Иосиф Бродский однажды сказал, что между поколениями пролегает прозрачная стена, железный занавес иронии, видимая насквозь завеса, не пропускающая почти никакой опыт. В лучшем случае, отдельные советы. Пессимизм Бродского понятен, но всё же излишне категоричен. Ведь то, что не поддаётся силам человека, может быть исправлено Богом. И лучом небесного света, насквозь прошибающим все возведенные людьми перегородки и соединяющим человеческие умы и судьбы, является, конечно же, Евангелие. Вечно юная, вдохновляющая каждое новое поколение благая весть Божия о спасении.
Мы только что слышали одну из наиболее важных составляющих учения Господа Иисуса — заповеди блаженства, изложенные апостолом Лукой несколько более кратко, чем в Евангелии от Матфея. Но в данном случае это не какая-то ошибка или небрежение, а характерная для Луки особенность. Концентрировано описывать влияние евангельской вести на практические вещи.
Однако для начала необходимо уточнить, что означает библейское понятие «блаженный». Это не просто счастье или глубокое переживание радости. Блаженство с точки зрения Писания есть духовный результат совпадения жизни человека в её внешних и внутренних проявлениях с промыслом Божьим. Только такое гармоничное сочетание и позволяет человеку обрести то самое блаженство — бытийное переживание радости, которая не сводится исключительно к религиозному восторгу, а также не сильно зависит от внешних обстоятельств. Но при этом на них влияет. О том и говорит нам сегодняшнее чтение.
Апостол Лука фиксирует в своём повествовании четыре заповеди блаженства, обещающие счастье от Бога нищим, алчущим, плачущим и гонимым. О каких людях говорит святой? По мысли Луки это в прямом, а не в переносном смысле голодные, плачущие и преследуемые. Но не следует думать, что евангельские страдальцы это просто все те, кто не имеет какой-либо собственности или переживает гонения.
Как неоднократно подчеркивали святые отцы, толкователи Писания, слова Христа, переданные святым Лукой, имеют отношение, прежде всего, к апостолам, которые из-за своего ученичества вынуждены терпеть нищету, голод и преследования. Апостол Матфей, пересказывая заповеди блаженства, к слову «нищие» добавляет «духом» — «Блаженны нищие духом». В данном случае имеются ввиду смиренные, нищие перед Богом, которые, подобно просящим милостыню, стоят перед Ним с пустыми руками, сознавая свою духовную нищету.
Учение Христа объединяет и духовную нищету, и нищету физическую — возникшую в результате преданности Евангелию. Церковь для Господа Иисуса — это общность в том или ином смысле голодных, плачущих, больных, труждающихся и обременённых людей, ощущающих своё несовершенство и желающих найти истинную полноту бытия благодаря Спасителю. Ведь стремление к счастью испокон веков характерно для людей. И эта жажда радости характерна для каждого поколения. Евангелие же через Христа обещает человеку блаженство, а потому находит отклик в сердце любого читателя, не сводящего жизнь исключительно к материальным ценностям.
Но всё же, как может быть блаженным-счастливым плачущий, гонимый, нищий? В том и дело, что новая перспектива счастья, открываемая нам Христом, не зависит от внешних обстоятельств. Человеку для переживания счастья более не требуется отделять от общего блага какую-то часть и на ней замыкаться. Блаженство не требует отделения, но, наоборот, включает человека в совершенную полноту реальности Божией. Если ты чист сердцем, кроток, дорожишь миром, всё самое ценное тебе уже принадлежит, потому что ты находишься в общении с Богом — источником совершенства. Человек действительно создан Богом для счастья. Просто оно не измеряется деньгами или драгоценными металлами. Более того, при стремлении подменить блаженство от Бога каким-либо суррогатом, внутренняя жажда по счастью будет лишь усиливаться. По-настоящему утолить её способен только Бог, через Сына Своего соединяющий разрозненное человечество в единый народ Божий.