Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 18, стихи 18-22; Глава 19, стихи 1-2, 13-15

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Евангелие от Матфея, Глава 18
Евангелие от Матфея, Глава 19
Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии, священник Стефан Домусчи. Всякий, кто имеет опыт обиды, знает, как она сковывает сердце и задевает гордость. Иногда это чувство так сильно, что человеку кажется: умирать будет — не простит. Возможно ли что-то сделать в этой ситуации? Ответ на этот вопрос мы слышим в отрывке из 18 и 19 глав Евангелия от Матфея, который читается сегодня в православных храмах на литургии.

Глава 18.

18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.

19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,

20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

21 Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?

22 Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз.

Глава 19.

1 Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною.

2 За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там.

13 Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им.

14 Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное.

15 И, возложив на них руки, пошел оттуда.

Сегодняшнее чтение начинается с очень известных слов, которые, как может показаться, дважды употребляются в Священном Писании и часто приводятся в обоснование священнической власти отпускать грехи. Однако внимательное сравнение показывает, что они говорят о разном.

В Евангелии от Иоанна, беседуя с учениками после Своего воскресения, Спаситель даёт им власть прощать человеку его грех или оставлять его на нём. И речь, конечно, здесь идёт о том, что пастырь как глава общины может перед Богом свидетельствовать, продолжает ли человек грешить или он сумел победить в себе грех.

В отличие от той беседы, в сегодняшнем чтении речь идёт о способности и даже необходимости для людей прощать друг друга. Собственно разговор и начинается с рассуждения о том, что делать, если брат согрешил против тебя и ты стал плохо к нему относиться. Здесь особенно важно понять, что обида — это всегда проблема того, кто обижается. И дело не в том, что обидчик не виноват. Человек, конечно, может быть виноват и его грех против другого может быть вполне реальным. Более того, только грех и можно простить, а если нет греха — нет и прощения. Итак, мы можем простить и молиться об обидчике или, сохранив обиду в сердце, сказать: «раз он согрешил, это его проблемы».

При этом надо помнить, что обида зависит не столько от поступка, сколько от того, кто и как его воспринимает. Одно и то же совершённое действие или слово, сказанное несмышлёным ребёнком или взрослым, мы воспримем совершенно по-разному, потому что цели и мера понимания у них разная.

Оценив всю совокупность произошедшего, мы можем держать на человека обиду, то есть видеть в нём негодяя, хама, предателя, а можем простить, сказав ему: «Ты действительно поступил плохо, но за твоим поступком я вижу тебя и готов продолжить наше общение». Если человек согрешил, я могу сказать — «Бог тебе судья и пусть Он тебя осудит», а могу сказать: «Я тебя прощаю и пусть Бог тебя простит». То есть, говоря о соотношении земного и небесного, Спаситель имеет в виду, что наша земная обида на ближнего будет иметь продолжение в вечности, как для меня, так и для него, если мы не справимся с нею при жизни. Связав обидой свою душу здесь, осуждая ближнего и отказывая ему в прощении, мы влияем на своё собственное состояние, но отпустив ему долги и молясь о нём совместно с другими христианами, мы как будто бы развязываем узлы, которыми могла бы быть связана наша душа. Ведь где двое или трое молятся даже о такой безнадёжной вещи, как исправление упорного грешника, там пребывает Сам Христос.

Именно поэтому, Петру, который хотел бы понять, сколько же раз можно прощать ближнему, Спаситель отвечает, что прощать нужно многократно, до семижды семидесяти раз, ведь от нашего прощения зависит исцеление нашей собственной души и наших отношений с Богом.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Как относиться к человеку, если он совершает по отношению к тебе что-то плохое?

Один прощает, другой пытается воспитывать, третий называет отношения токсичными и прекращает общение.

Помню однажды ко мне на беседу пришла женщина. По ее словам, у них с дочерью произошел очередной конфликт и она не знала, можно ли ей причащаться, ведь Христос призвал нас мириться перед Причастием. Дочь тоже была верующей, но проблему это не решало. Обычно мать прощала и шла навстречу, но в этот раз делать этого она не хотела. Полностью перестав общаться с дочерью, она говорила: «Я не обижаюсь, но хочу, чтобы дочь почувствовала, что поступает неправильно». Мы говорили довольно долго и постепенно самой пришедшей стало ясно, что под ее желанием повоспитывать дочь на самом скрывалась очень сильная обида, которая мучала ее и сковывала все душевные силы. «Неужели я опять должна прощать?», — спрашивала она. И слышала в ответ: «Конечно! Потому что обида не исправит вашей дочери, она вообще не имеет к ней отношения. Обида относится только к вам и отравляет вашу собственную жизнь».

В сегодняшнем чтении есть фраза, которая звучит очень заманчиво. Христос говорит, что двое или трое, согласившиеся просить о чем либо, всегда получат от Бога ответ. Однако если мы посмотрим на контекст этих слов, мы поймем, что они в первую очередь о межчеловеческих отношениях. Если брат твой согрешает против тебя, если он не хочет исправляться и стал для тебя «как язычник и мытарь» ты можешь закрыться от него и то, что ты свяжешь на земле — окажется связано в вечности. Закрыв свое сердце от прощения, ты закроешь его для радости. Но если ты внутренне не успокоишься, если ты и твои близкие объединятся в стремлении к миру и будут просить об этом Отца Небесного, Сам Христос будет в этот момент посреди вас, потому что Его цель разъединенных чад Божии собрать воедино.

Конечно, этот путь очень трудный, ведь он предполагает, что ты не бросаешь человека и не сдаешься. Понимая это, Петр подходит ко Христу и говорит: Господи, есть ли мера прощению? Может быть, в какой-то момент человека стоит отвергнуть?

Но Спаситель говорит нет. Ответ «до седмижды семидесяти» означает, что меры в прощении быть не должно. Это не значит, что от ненадежного человека не надо закрывать дом на замок, что от зависимого не надо убирать объект его пристрастия. Это не значит, что надо позволять пользоваться собой... Это значит лишь то, что значит. Надо быть готовым прощать, то есть снова и снова желать человеку добра и надеяться на его исправление. Только требовать при этом надо не своего, а Божьего. Ведь может статься, что путь к исправлению другого нам придется начать с исправления себя.

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
31.07.2023понедельник
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****