Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Далеко не всегда люди внимательны к нашим словам. Даже, пожалуй, можно сказать иначе: как правило, нас не слушают и не слышат. Это обидно, особенно же обидно бывает тогда, когда мы имеем дело с детьми или же просто с младшими: мы стараемся им дать нечто ценное и важное, то, что сами получили из опыта ошибок, и пренебрежение к нашим словам не может не огорчать. Можно было бы, конечно, раскручивать маховик обиды, если бы не одно чрезвычайно важное обстоятельство: Христа тоже не слушались. Собственно, всё Евангелие тому подтверждение, а звучащий сегодня в православных храмах во время литургии отрывок из 9-й главы Евангелия от Матфея — один из ярких примеров непослушания Спасителю.
Христос, как мы знаем из Евангелия, к каждому человеку, с которым Ему доводилось общаться, относился уникальным образом, а потому мы не найдём в евангельских словах и действиях Спасителя некоего шаблона, который Господь использовал бы при общении с людьми. Так, кого-то Христос призывал последовать за Собой, кого-то, напротив, останавливал от такого шага, кому-то Он повелевал проповедовать, а кому-то говорил молчать. Конечно, в полной мере мы не сможем понять, почему в том или ином случае Господь поступал так, как Он поступал. Все наши размышления на эти темы — это лишь предположения, которые, тем не менее, могут быть довольно близки к истине в том случае, если они основаны на многовековой христианской традиции толкования Евангелия.
Так и с только что нами услышанной историей об исцелении двух слепцов, которое завершилось наказом Спасителя: «Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал» (Мф. 9:30). Существуют авторитетные толкования этих слов Христа, они помогают нам приблизиться к разгадке причины запрета, наложенного на бывших слепцов. К примеру, автор выдержавшего множество переизданий толкования на Евангелие Борис Ильич Гладков, суммируя святоотеческое прочтение, предлагал понимать причину запрета так: «Разглашение всего совершённого Им могло лишь привлечь к Нему до времени особенное внимание Его озлобленных врагов; могло привлечь и те толпы озлобленного против римского владычества народа, который с нетерпением ждал появления обещанного Избавителя, Царя Израилева».
Исцелённые слепцы отнеслись к запрету Христа пренебрежительно, «они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той» (Мф. 9:31), однако нарушение запрета не обрушило на них какие-либо кары. Этим реакция Спасителя на непослушание Ему отличается от нашей тогда, когда мы сталкиваемся с чем-то подобным в отношении наших слов. Более того, мало кто из христиан может сказать, что он сам слушает и исполняет Христовы повеления, и из опыта мы знаем, что за нашим непослушанием не следует мгновенного наказания, Господь как благотворил, так и продолжает нам благотворить, ожидая нашего к Нему обращения, которое будет выражаться во всецелом Ему послушании.
И дай Бог, чтобы такое обращение произошло, но оно, конечно, же немыслимо без нашего собственного терпеливого и снисходительного отношения к другим, к тем, кто не спешит внимать словам нашей человеческой мудрости.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееБиблейское высказывание — «Не бывает пророка в отечестве своём» — неоднократно использовалось писателями в качестве сюжетной основы. Тут можно вспомнить и «Гамлета» Шекспира, и «Горе от ума» Грибоедова, и, конечно же, «Идиота» Достоевского. В каждом из этих произведений главный герой, стремясь найти правду и справедливость, сталкивается с трагическим непониманием окружающих. О чём-то похожем слышим мы в девятой главе Евангелия от Матфея — отрывок из неё читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 9.
27 Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!
28 Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!
29 Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.
30 И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.
31 А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.
32 Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.
33 И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.
34 А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.
35 И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
На протяжении Своего земного служения Господь Иисус неоднократно повторял озвученную в начале программы фразу — «Не бывает пророка в отечестве своём». Смысл этих слов состоит в том, что самой тяжёлой, наверное, задачей является проповедовать людям, которые приходятся тебе родственниками или соседями. Ведь они видят в тебе не глашатая Слова Божия, а человека, с которым прожили бок о бок достаточно долгое время. Вот и Христос, когда посещал Назарет и его окрестности, неминуемо испытывал страдания, когда сталкивался с непониманием земляков. Те относились к Спасителю с ярко выраженным недоверием. Иногда такая позиция перерастала даже в откровенную агрессию. Однажды жители Назарета вовсе хотели сбросить Христа со скалы, так как посчитали Его богохульником.
Господь Иисус, надо сказать, не обижался на земляков, хотя и испытывал горечь от их отношения к Себе. Ему хотелось, чтобы дорогие Его сердцу люди тоже поверили бы в Евангелие, но принудить их к такому выбору Спаситель не мог. Вот в чём заключалась причина, почему Он в прозвучавшем эпизоде спрашивает слепых — «верите ли, что Я могу совершить чудо?» Христос явным образом чувствовал эту нехватку веры в Назарете и его окрестностях, а потому рад был увидеть в лице слепцов радостное исключение. Те действительно стремились получить помощь от Сына Божьего.
Исцеление произошло. И тут мы убеждаемся в том, что Христос, на самом деле, не нуждался в поклонении людей. Он стремился разделить с ними радость ставшего вновь доступным Царствия Божия. Земные власть и почтение Господу Иисусу не требовались — потому и просит Он теперь уже бывших слепцов никому ничего не рассказывать. Причина, однако, не сводилась исключительно к смирению. Господь прекрасно понимал, что ожесточённые сердца Его критиков очень сложно и даже невозможно перестроить на милостивый лад. И скоро мы в этом убеждаемся.
Фарисеи, увидев чудеса Спасителя, начали говорить, что они (чудеса) совершаются силой бесовской. Иудейские учители, стремясь сохранить власть и влияние, упорно ставили под сомнение поступки и проповедь Христа. Ведь в Нём они видели не обещанного Мессию, а непонятно откуда взявшегося конкурента за, как им казалось, умы, сердца и кошельки людей. Спасителю было очень горько от такого отношения. Но Он, безусловно испытывая душевную боль, не отвечает злом на зло. Христос продолжает делать то, для чего был послан в мир: «ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях».
Прозвучавшее чтение учит нас терпеливому исполнению заповедей Божиих. Так бывает, что для окружающих дела, продиктованные верой, кажутся странными, непонятными и даже неприятными. Но если мы в своих стремлениях руководствуемся любовью к Богу и ближнему, не желаем выделиться или кого-то горделиво укорить, то нужно продолжать идти путём веры. И пусть нас тоже постигнет участь пророка, не принятого в отечестве своём. Не будем унывать, ведь мы повторяем путь Самого Христа!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист