Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 9, стихи 27-35

Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов.
Евангелие от Матфея, Глава 9
Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Далеко не всегда люди внимательны к нашим словам. Даже, пожалуй, можно сказать иначе: как правило, нас не слушают и не слышат. Это обидно, особенно же обидно бывает тогда, когда мы имеем дело с детьми или же просто с младшими: мы стараемся им дать нечто ценное и важное, то, что сами получили из опыта ошибок, и пренебрежение к нашим словам не может не огорчать. Можно было бы, конечно, раскручивать маховик обиды, если бы не одно чрезвычайно важное обстоятельство: Христа тоже не слушались. Собственно, всё Евангелие тому подтверждение, а звучащий сегодня в православных храмах во время литургии отрывок из 9-й главы Евангелия от Матфея — один из ярких примеров непослушания Спасителю.

Глава 9.

27 Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!

28 Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!

29 Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.

30 И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.

31 А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.

32 Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.

33 И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.

34 А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.

35 И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

Христос, как мы знаем из Евангелия, к каждому человеку, с которым Ему доводилось общаться, относился уникальным образом, а потому мы не найдём в евангельских словах и действиях Спасителя некоего шаблона, который Господь использовал бы при общении с людьми. Так, кого-то Христос призывал последовать за Собой, кого-то, напротив, останавливал от такого шага, кому-то Он повелевал проповедовать, а кому-то говорил молчать. Конечно, в полной мере мы не сможем понять, почему в том или ином случае Господь поступал так, как Он поступал. Все наши размышления на эти темы — это лишь предположения, которые, тем не менее, могут быть довольно близки к истине в том случае, если они основаны на многовековой христианской традиции толкования Евангелия.

Так и с только что нами услышанной историей об исцелении двух слепцов, которое завершилось наказом Спасителя: «Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал» (Мф. 9:30). Существуют авторитетные толкования этих слов Христа, они помогают нам приблизиться к разгадке причины запрета, наложенного на бывших слепцов. К примеру, автор выдержавшего множество переизданий толкования на Евангелие Борис Ильич Гладков, суммируя святоотеческое прочтение, предлагал понимать причину запрета так: «Разглашение всего совершённого Им могло лишь привлечь к Нему до времени особенное внимание Его озлобленных врагов; могло привлечь и те толпы озлобленного против римского владычества народа, который с нетерпением ждал появления обещанного Избавителя, Царя Израилева».

Исцелённые слепцы отнеслись к запрету Христа пренебрежительно, «они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той» (Мф. 9:31), однако нарушение запрета не обрушило на них какие-либо кары. Этим реакция Спасителя на непослушание Ему отличается от нашей тогда, когда мы сталкиваемся с чем-то подобным в отношении наших слов. Более того, мало кто из христиан может сказать, что он сам слушает и исполняет Христовы повеления, и из опыта мы знаем, что за нашим непослушанием не следует мгновенного наказания, Господь как благотворил, так и продолжает нам благотворить, ожидая нашего к Нему обращения, которое будет выражаться во всецелом Ему послушании.

И дай Бог, чтобы такое обращение произошло, но оно, конечно, же немыслимо без нашего собственного терпеливого и снисходительного отношения к другим, к тем, кто не спешит внимать словам нашей человеческой мудрости.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Библейское высказывание — «Не бывает пророка в отечестве своём» — неоднократно использовалось писателями в качестве сюжетной основы. Тут можно вспомнить и «Гамлета» Шекспира, и «Горе от ума» Грибоедова, и, конечно же, «Идиота» Достоевского. В каждом из этих произведений главный герой, стремясь найти правду и справедливость, сталкивается с трагическим непониманием окружающих. О чём-то похожем слышим мы в девятой главе Евангелия от Матфея — отрывок из неё читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.

Глава 9.

27 Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!

28 Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!

29 Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.

30 И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.

31 А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.

32 Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.

33 И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.

34 А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.

35 И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

На протяжении Своего земного служения Господь Иисус неоднократно повторял озвученную в начале программы фразу — «Не бывает пророка в отечестве своём». Смысл этих слов состоит в том, что самой тяжёлой, наверное, задачей является проповедовать людям, которые приходятся тебе родственниками или соседями. Ведь они видят в тебе не глашатая Слова Божия, а человека, с которым прожили бок о бок достаточно долгое время. Вот и Христос, когда посещал Назарет и его окрестности, неминуемо испытывал страдания, когда сталкивался с непониманием земляков. Те относились к Спасителю с ярко выраженным недоверием. Иногда такая позиция перерастала даже в откровенную агрессию. Однажды жители Назарета вовсе хотели сбросить Христа со скалы, так как посчитали Его богохульником.

Господь Иисус, надо сказать, не обижался на земляков, хотя и испытывал горечь от их отношения к Себе. Ему хотелось, чтобы дорогие Его сердцу люди тоже поверили бы в Евангелие, но принудить их к такому выбору Спаситель не мог. Вот в чём заключалась причина, почему Он в прозвучавшем эпизоде спрашивает слепых — «верите ли, что Я могу совершить чудо?» Христос явным образом чувствовал эту нехватку веры в Назарете и его окрестностях, а потому рад был увидеть в лице слепцов радостное исключение. Те действительно стремились получить помощь от Сына Божьего.

Исцеление произошло. И тут мы убеждаемся в том, что Христос, на самом деле, не нуждался в поклонении людей. Он стремился разделить с ними радость ставшего вновь доступным Царствия Божия. Земные власть и почтение Господу Иисусу не требовались — потому и просит Он теперь уже бывших слепцов никому ничего не рассказывать. Причина, однако, не сводилась исключительно к смирению. Господь прекрасно понимал, что ожесточённые сердца Его критиков очень сложно и даже невозможно перестроить на милостивый лад. И скоро мы в этом убеждаемся.

Фарисеи, увидев чудеса Спасителя, начали говорить, что они (чудеса) совершаются силой бесовской. Иудейские учители, стремясь сохранить власть и влияние, упорно ставили под сомнение поступки и проповедь Христа. Ведь в Нём они видели не обещанного Мессию, а непонятно откуда взявшегося конкурента за, как им казалось, умы, сердца и кошельки людей. Спасителю было очень горько от такого отношения. Но Он, безусловно испытывая душевную боль, не отвечает злом на зло. Христос продолжает делать то, для чего был послан в мир: «ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях».

Прозвучавшее чтение учит нас терпеливому исполнению заповедей Божиих. Так бывает, что для окружающих дела, продиктованные верой, кажутся странными, непонятными и даже неприятными. Но если мы в своих стремлениях руководствуемся любовью к Богу и ближнему, не желаем выделиться или кого-то горделиво укорить, то нужно продолжать идти путём веры. И пусть нас тоже постигнет участь пророка, не принятого в отечестве своём. Не будем унывать, ведь мы повторяем путь Самого Христа!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
23.07.2023воскресенье
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****