Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Вера и надежда — два простых словах, которые всем прекрасно известны и понятны. Этими двумя простыми словами можно описать суть христианства: она состоит в вере во Христа и в надежде на Него. О том, какими должны быть христианские вера и надежда, немало сказано в Евангелии, так, в 9-й главе Евангелия от Матфея есть две истории, которые в полной мере раскрывают понятия веры и надежды. Давайте послушаем звучащий сегодня в храмах за литургией отрывок из этой главы.
Глава 9.
18 Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива.
19 И встав, Иисус пошел за ним, и ученики Его.
20 И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его,
21 ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею.
22 Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова.
23 И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении,
24 сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним.
25 Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала.
26 И разнесся слух о сем по всей земле той.
Русский синодальный перевод этого евангельского отрывка не совсем корректен, а потому он может подтолкнуть к неправильному пониманию рассказанной здесь истории. Как мы слышали, в русском переводе «некий начальник», кланяясь Христу, говорит о том, что его дочь «теперь умирает», тогда как и в оригинальном греческом тексте, а также и в церковнославянском переводе сказано существенно иное: его дочь не при смерти, она уже умерла. Эта деталь чрезвычайно важна, потому что если человек болеет, пусть и очень тяжело, то у его родственников есть надежда на благоприятный исход, в случае же кончины такой надежды уже нет, а потому действия отца девочки превосходят то, что мы понимаем под надеждой, это какой-то иной уровень, отец проявляет надежду в той ситуации, при которой не может быть никакой надежды, и в конечном итоге он получает просимое: Спаситель воскрешает его дочь прикосновением Своей руки.
Действия кровоточивой женщины очень похожи на действия отца умершей девочки, женщина тоже проявляет ту надежду, которая превосходит доводы разума: она не просит Христа исцелить её, а прикасается к краю Его одежды, что само по себе очень странно и выходит за рамки традиции того времени. Христос довольно часто бывал окружён людьми так, что его теснили со всех сторон, но у нас нет иного зафиксированного евангелистами исцеления от прикосновения к одежде Христа, кроме исцеления кровоточивой женщины. После её прикосновения, Господь прямо сказал о том, что дело не в этом прикосновении как таковом, всё дело в вере: «Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя» (Мф. 9:22).
Эти две истории произошли с абсолютно разными людьми: некий начальник, несомненно, был уважаемым членом общества, женщина же в силу своей болезни была отторгнута обществом. Если с отцом девочки люди могли общаться и почитать за честь такое общение, то с женщиной даже самое простое бытовое общение было предосудительным. Но при этом мы видим в этих людях то, что связывает их друг с другом больше, чем могут связать какие бы то ни было общественные условности: эти люди обстоятельствами своей жизни приведены Богом к состоянию глубокой веры во Христа и вытекающей из неё надежды.
К счастью, потеря близких и собственные тяжёлые болезни — далеко не единственный и не основной путь обретения такой веры. Можно её получить и иначе: через искреннюю сердечную молитву к Богу об её даровании. Очень хочется надеяться, что такая молитва будет изливаться как можно чаще, и вера в Христа Воскресшего с надеждой на Него станут достоянием как можно большего числа людей!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист.