Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 13, стихи 24-30

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Евангелие от Матфея, Глава 13
Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Получая специальность, мы вместе с ней приобретаем уверенность в том, что разбираемся в вопросах, которые с нею связаны. Это вполне естественно. Но становясь религиозными, можем ли мы думать, что разбираемся в вопросах веры и праведной жизни? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 13-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем:

Глава 13.

24 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;

25 когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;

26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.

27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?

28 Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?

29 Но он сказал: нет - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,

30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

Чтобы понять основной посыл сегодняшнего евангельского чтения, нужно осмыслить его контекст. До того, как рассказать апостолам эту притчу, Христос отвечает на их вопрос: почему Он им всё объясняет простыми словами, а к народу обращает лишь притчи. Ответ Христа сводится к тому, что апостолы желают знать истину и Он им её объясняет, в то время как народ слушает, но не слышит, потому что не желает слышать. Этот ответ, с одной стороны, даёт апостолам надежду на их собственное духовное развитие, ведь Учитель говорит им, что они блаженны, потому что им открывается полнота общения с Ним. С другой стороны, апостолы могут превознестись над людьми, которые их окружают, могут решить, что они уже вправе оценивать духовное состояние окружающих. И вот для того, чтобы ни у кого не было соблазна торопиться с выводами, Спаситель рассказывает притчу о пшенице и плевелах.

Суть её очень проста. Бог сеет в человеческие сердца добрые семена, в то время как лукавый сеет злые. Семена прорастают, и оказывается, что среди людей есть те, кто вырастил в себе доброе, и есть те, кто взрастил злое. И как слугам, которые смотрят на поле, разница между пшеницей и плевелами кажется очевидной, так апостолам может показаться, что они знают, кто и с каким сердцем приходит ко Христу. Кто ленив, кто горд, кто тщеславен... и так до бесконечности. Однако для хозяина поля оказывается важен каждый пшеничный колос и, если есть опасность оценить его как плевел и вырвать, лучше пусть растёт до времени жатвы, пока разница не станет очевидной. Зная об этом искушении и о том, что апостолы могут много о себе возомнить, ведь им, в отличие от других, дано знать тайны Царства, Христос через притчу, то есть очень деликатно, но всё же вполне ясно, намекает им, что раньше времени никого оценивать нельзя. Примечательно, что слуги знают разницу между пшеницей и плевелами, как и апостолы знают разницу между жизнью праведной и греховной, но делать выводы из этой разницы хозяин слугам не позволяет, потому что, применяя знания, они могут ошибиться.

Конечно, подобное поведение не является чем-то специфическим, характерным только для апостолов. Как слуги, которые торопились вырвать плевелы, так и мы, люди, часто торопимся оценить поступок другого, вынести суд, решить, кто и почему именно ведёт себя тем или иным образом. Вместе с апостолами Христос призывает нас не выносить последнего суда, потому что пока всем нам трудно правильно оценить поведение другого. Разбираться во вопросах веры и нравственной жизни важно и нужно, но оценивать качество веры и жизни стоит, в первую очередь глядя на себя, потому что в итоге каждый сам даст ответ Богу.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Вопрос существования в созданном Богом мире зла — очень непростой и болезненный. Пожалуй, нет того человека, который не задавался бы вопросом о том, как Бог может допускать ужасы войн, жестоких издевательств над людьми, тяжёлые болезни детей и тому подобные трагические вещи. Многие люди, сталкиваясь с экстремальными проявлениями горя, склонны и вовсе терять веру, потому что увидеть за всем этим Бога почти невозможно. Конечно, христиане сделали немало попыток каким-то образом объяснить существование зла и отсутствие реакции Бога на него. Такие объяснения давал и Тот, чьё Имя мы носим — Господь наш Иисус Христос. Именно этому вопросу посвящён звучащий сегодня в храмах за богослужением отрывок из 13-й главы Евангелия от Матфея. Давайте послушаем его.

Глава 13.

24 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;

25 когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;

26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.

27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?

28 Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?

29 Но он сказал: нет — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,

30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

То объяснение существования зла, которое в Своей притче дал Христос, не нуждается в каком-то особом комментировании, причта Спасителя понятна: зло имеет своим источником некоего «врага», под которым мы, конечно же, с лёгкостью узнаём дьявола, именно он, пользуясь данной ему, как и любому иному мыслящему существу, свободой, сеет зло в нашем мире. Бог сеет доброе, дьявол — злое. Но Бог, как мы видим из притчи, не спешит бороться с дьявольскими посевами, потому что такая борьба может повредить то, что посеял Бог, а потому злу позволено существовать до определённого времени, которое в притче названо временем жатвы.

В притче всё звучит понятно и логично, если же попытаться переложить притчу в наши человеческие реалии, то возникают вопросы, самый важный из них можно сформулировать так: человек — не пшеница, он не связан корневой системой с другими людьми и с окружающим нас миром, так почему бы не повлиять на этот мир и недобрых людей таким образом, чтобы зло было сведено к минимуму или же вовсе уничтожено?

У Христа не было необходимости отвечать на этот вопрос, потому что в Его время он не мог возникнуть. Спаситель жил тогда, когда люди не мыслили себя вне семьи и вне общины, а потому изгнание грешника или же больного проказой из общества воспринималось как смерть, и люди прекрасно осознавали и чувствовали свою глубинную связь с теми, кто их окружает. А окружали их, как и нас, не только добрые, но и злые, с последними тоже могла быть — и была! — родственная или же дружеская связь, ведь, как мы понимаем, понятие «злой человек» — это очень условное понятие, для кого-то он злой, для кого-то добрый, и у любого человека, даже у самого отъявленного негодяя, есть те, кто его любит. В нравственном же отношении любящий и объект его любви могут быть диаметрально противоположными людьми, к примеру, так было с первосвященником Илией, о котором рассказывает Первая книга Царств: сам он был человеком благочестивым и непорочным, но его сыновья Офни и Финеес были совершенно иными, и Бог покарал их за их нечестие, эту кару, совпавшую с похищением Ковчега Завета, Илий пережить не смог.

Это одна из причин, по которой Бог не спешит с истреблением носителей зла.

Есть и другая: если растения не могут изменить своей природы, то человек в силах это сделать, все мы можем измениться и истребить зло в самих себе, а потому долготерпение Божие — благословение для человечества, ведь Бог, как о том неоднократно было сказано на страницах Священного Писания, «не хочет смерти грешника», но хочет, «чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (см. Иез. 33:11) не только в физической реальности, но и в жизни будущего века.

При этом Христова притча не даёт ответ на вопрос о пострадавших или же погибших побегах пшеницы, а таковые, несомненно есть. Как же быть с ними? Почему они принесены в жертву? Господь не пытался это объяснить словами, Он дал ответ делом: Спаситель Сам стал тем ростком пшеницы, который пострадал от сорняков — Он умер на Кресте, но, как мы знаем, после этого было Христово Воскресение, именно оно являет собой конечную победу над злом и его источником.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
11.07.2023вторник
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****