Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии священник Стефан Домусчи. Если начальник собирается проконтролировать подчинённых, у которых не всё гладко с исполнением поручения, он выбирает из двух возможных вариантов: предупредить о проверке, чтобы люди могли хоть как-то исправить положение, или нагрянуть неожиданно и всех, кто не справился, наказать. Всё зависит от того, чего он на самом деле хочет и как относится к проверяемым. Земные начальники поступают по-разному, но в первую очередь для нас важно, как в таких случаях поступает Бог? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из первой главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в православных храмах на богослужении. Давайте его послушаем.
Глава 1.
24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:
25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
57 Елисавете же настало время родить, и она родила сына.
58 И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.
59 В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.
60 На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.
61 И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.
62 И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его.
63 Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.
64 И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.
65 И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.
66 Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.
67 И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:
68 благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,
76 И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,
80 Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.
Итак, сегодня мы услышали подробный и очень важный рассказ о рождении святого Иоанна Крестителя, который был пророком и видел свою задачу в том, чтобы приготовить людей к приходу Мессии. В принципе уже из этих слов понятно, что Богу важно не просто поощрить или наказать, но привести к исполнению Своей воли как можно большее число людей. Именно поэтому Он буквально с момента грехопадения заботится о них, является Ною, Аврааму, Моисею, посылает пророков... И всё это не для того, чтобы наказать, а для того, чтобы направить и спасти. Примечательно, что перед рождением самого Предтечи таким вестником, приготавливающим его собственный путь оказывается, архангел Гавриил. То есть даже перед предтечей приходит своеобразный предтеча для того, чтобы помочь людям правильно воспринять служение того, кто должен родиться. Всё это, несомненно, говорит о необычайной заботе Бога о людях, ведь о Крестителе говорится, что он придёт для того, чтобы представить людей Господу приготовленными.
Впрочем, человек хорошо знающий Писание, может вспомнить, что сам Спаситель говорил о Своём втором пришествии как о неожиданном, ведь Он придёт как «тать в ночи», чтобы застать людей в их подлинном состоянии. Здесь может возникнуть вопрос: нет ли в этой неожиданности противоречия с Божьей любовью и заботой? И всё же, нисколько не сомневаясь в истинности слов Господних о Его втором пришествии, каждого святого, каждого чьи глаза сияют светом вечной жизни, можно отчасти назвать предтечей, ведь для грешного мира в целом, и для каждого из нас в отдельности, святой человек своей жизнью, своими словами, всем своим существом стремится быть вестником Христова возвращения, вестником Его любви, чтобы и мы оказались готовы к встречи с Ним.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Стефан Домусчи.