Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии, священник Стефан Домусчи. Думаю, для всех нас очевидно, что для того, чтобы сделать добро, человек не должен искать каких-то особенных условий. Есть возможность сделать — делай. В то же время, фарисеи, которые старались во всём соблюсти закон, считали, что в субботу лечить человека недопустимо. Но действительно ли закон был так жесток? Ответ на этот вопрос мы слышим в отрывке из 12 главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в православных храмах на литургии.
Глава 12.
9 И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их.
10 И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?
11 Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?
12 Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро.
13 Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая.
Среди многих заповедей Ветхого Завета была одна, которая, с одной стороны, указывала на высокое призвание человека, с другой, доставляла ему массу неудобств. Речь идёт, конечно, о заповеди, связанной с субботой. В этот день человек должен был вспоминать о том, что он есть образ Божий и по примеру Бога, почившего в шестой день, не делать никаких дел. В этом отсутствии работы человек демонстрировал свою хотя бы частичную свободу от земных забот. В то же время, проблемы, которые возникали из-за того, что он не работал, были явным свидетельством его зависимости от мира, в котором он жил.
Исцеление, о котором мы услышали в сегодняшнем чтении имеет свою предысторию. Фарисеи уже подходили ко Христу и спрашивали, почему его ученики в субботу срывают колосья и едят пшеницу. В тот раз Его ответ заставил их замолчать, но совершенно не успокоил. Напротив, в них стало расти раздражение к Нему, и поэтому они не собирались оставлять Его в покое. Случай продолжить спор представился в этот же день, и они поспешили им воспользоваться. После их разговора о пшенице, которую ели апостолы, Христос пришёл в синагогу, в которой среди прочих находился человек с больной рукой.
Можно ли исцелять в субботы? Сегодня нам кажется, что здесь есть о чём поспорить, но для людей, знавших закон, ответ был очевиден. С таким же успехом можно было спросить: «Можно ли сделать статую Зевса?» или «Можно ли упоминать имя Божие в пустых разговорах?» Ответ закона был очевидным: нет.
Заметим, что Спаситель не отвечает на их вопрос прямо. И не потому, что Ему нечего ответить, а потому, что задающие его должны увидеть более широкий контекст, в котором их частная, ситуативная праведность может оказаться не праведностью, а жестокостью. Многие рассуждали так: заповеди даны — исполняй, нечего о них думать. Но Спаситель провоцировал их именно на размышления, потому что закон был дан не для того, чтобы они научились его выполнять, как роботы выполняют команды. Они должны были научиться размышлять о законе и применять его с умом, стремясь истинно, а не только формально, угодить Богу.
В жизни многих людей есть нравственно сложные ситуации, которые они вынуждены терпеть. Было бы прекрасно, если бы их не было, но они есть, и мы с ними свыкаемся. Такой ситуацией для иудеев была забота о животных, которые в субботу не переставали есть и пить, а иногда нуждались и в более активном уходе. При этом болеющий человек, если он не умирал, как казалось, мог подождать.
Указывая фарисеям на их готовность заботиться в субботу о животных, Спаситель напоминает им, что закон не абсолютен и требует уточнения в зависимости от условий, в которых применяется. Работать действительно нельзя, нельзя устраивать свой быт, нельзя зарабатывать деньги, нельзя делать всё то, что ещё больше погружает тебя в последствия грехопадения. Но что такое исцеление человека? Спаситель предлагает посмотреть на него не как на работу, но как на добро, как на способность того, кто исцеляет, выйти за пределы эгоистичных интересов. Действительно, с формальной стороны тело человека может не находиться в покое в субботу, но к покою приходит его совесть, ведь в совершении добра он самым подлинным образом подражает Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Стефан Домусчи.