Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие дня

Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 1-8

Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Евангелие от Матфея, Глава 12
Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Мы живём в такое время, в которое понятие о допустимом и недопустимом поведении меняется чрезвычайно быстро. В качестве примера такого рода изменений можно вспомнить относительно недавние ограничения, связанные с распространением коронавирусной инфекции: буквально в течение месяца обычная прогулка в городском парке превратилась в наказуемое государством деяние, по мнению многих наших сограждан несоблюдение ограничений, наложенных распространением коронавируса, являлось в том числе и нравственным преступлением. Подобная трансформация представлений о допустимом и недопустимом происходит постоянно, по этой причине нам кажутся странными и непонятными многие эпизоды Священного Писания. Тот отрывок из 12-й главы Евангелия от Матфея, который сегодня звучит в наших храмах, — как раз из их числа.

Глава 12.

1 В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть.

2 Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.

3 Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?

4 как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?

Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?

Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма;

если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных,

8 ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.

Мы все знаем о существовании в законе Моисея заповеди о почитании субботы, помним мы и её формулировку: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих» (Исх. 20:8–10). Традиционно христиане склонны воспринимать эту заповедь как нечто факультативное, да, она есть, да, мы о ней знаем, и да, мы стараемся ограничивать свою рабочую активность в субботний день, но при этом особый акцент мы делаем на дне воскресном, потому что именно в воскресенье восстал из мёртвых Господь наш Иисус Христос. Мы знаем, что в эти дни хорошо бы минимизировать все наши обычные занятия и посвятить время молитве, богослужению, семье и размышлениям о духовном. На этом наше исполнение четвёртой заповеди закона Моисея заканчивается, и никому из нас не придёт в голову осуждать тех, кто, к примеру, готовит в субботу обед для своей семьи. Тем более не придёт в голову требовать над таким человеком суда с приговором к высшей мере наказания.

В Древнем Израиле было радикально иное отношение к субботе. Библейское определение относительно этого дня имело множество комментариев, которые сводились к категорическому запрету на какие-либо действия, кроме прохождения установленного числа шагов до ближайшего молитвенного собрания в синагоге и вкушения заранее приготовленной пищи. Всё же прочее было под строжайшим запретом, а человек, который нарушал общепринятые запреты, воспринимался как чрезвычайный злодей, он должен быть наказан за своё преступление.

Христос регулярно нарушал сложившееся в израильском обществе представление о субботнем покое, и именно это послужило одной из основных причин смертного приговора. Можно сказать, что в каком-то смысле Он намеренно провоцировал Своих оппонентов, ведь Спаситель прекрасно знал и чувствовал их отношение к субботе, Он мог поступать более осмотрительно, но Он этого не делал, и, конечно, такое поведение не было случайностью: Христос хотел показать и Своим современникам, и нам, что смысл любой заповеди заключается не в ней самой, а в том, чтобы через её исполнение удерживаться от зла и восходить к Богу. Применительно к заповеди о субботе это означает, что можно соблюсти всё то, что предписано традицией, но при этом ни разу не вспомнить о Боге, так как мысль будет полностью занята страхом что-то нарушить. Суббота в этом смысле — идеальный пример ветхозаветной эпохи, в наше время таким идеальным примером служат наши христианские посты: есть риск настолько увлечься составлением правильного меню, что суть поста окажется совершенно забытой. Христос же хотел, чтобы мы заботились не о вторичных мелочах, а о главном, то есть о том, чтобы иметь живую и непосредственную связь с Богом, всё же прочее воспринимали лишь как инструменты для достижения этой цели.

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
30.06.2023пятница
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****