Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 1-8
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Мы живём в такое время, в которое понятие о допустимом и недопустимом поведении меняется чрезвычайно быстро. В качестве примера такого рода изменений можно вспомнить относительно недавние ограничения, связанные с распространением коронавирусной инфекции: буквально в течение месяца обычная прогулка в городском парке превратилась в наказуемое государством деяние, по мнению многих наших сограждан несоблюдение ограничений, наложенных распространением коронавируса, являлось в том числе и нравственным преступлением. Подобная трансформация представлений о допустимом и недопустимом происходит постоянно, по этой причине нам кажутся странными и непонятными многие эпизоды Священного Писания. Тот отрывок из 12-й главы Евангелия от Матфея, который сегодня звучит в наших храмах, — как раз из их числа.
Глава 12.
1 В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть.
2 Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.
3 Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?
4 как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?
5 Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?
6 Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма;
7 если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных,
8 ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.
Мы все знаем о существовании в законе Моисея заповеди о почитании субботы, помним мы и её формулировку: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих» (Исх. 20:8–10). Традиционно христиане склонны воспринимать эту заповедь как нечто факультативное, да, она есть, да, мы о ней знаем, и да, мы стараемся ограничивать свою рабочую активность в субботний день, но при этом особый акцент мы делаем на дне воскресном, потому что именно в воскресенье восстал из мёртвых Господь наш Иисус Христос. Мы знаем, что в эти дни хорошо бы минимизировать все наши обычные занятия и посвятить время молитве, богослужению, семье и размышлениям о духовном. На этом наше исполнение четвёртой заповеди закона Моисея заканчивается, и никому из нас не придёт в голову осуждать тех, кто, к примеру, готовит в субботу обед для своей семьи. Тем более не придёт в голову требовать над таким человеком суда с приговором к высшей мере наказания.
В Древнем Израиле было радикально иное отношение к субботе. Библейское определение относительно этого дня имело множество комментариев, которые сводились к категорическому запрету на какие-либо действия, кроме прохождения установленного числа шагов до ближайшего молитвенного собрания в синагоге и вкушения заранее приготовленной пищи. Всё же прочее было под строжайшим запретом, а человек, который нарушал общепринятые запреты, воспринимался как чрезвычайный злодей, он должен быть наказан за своё преступление.
Христос регулярно нарушал сложившееся в израильском обществе представление о субботнем покое, и именно это послужило одной из основных причин смертного приговора. Можно сказать, что в каком-то смысле Он намеренно провоцировал Своих оппонентов, ведь Спаситель прекрасно знал и чувствовал их отношение к субботе, Он мог поступать более осмотрительно, но Он этого не делал, и, конечно, такое поведение не было случайностью: Христос хотел показать и Своим современникам, и нам, что смысл любой заповеди заключается не в ней самой, а в том, чтобы через её исполнение удерживаться от зла и восходить к Богу. Применительно к заповеди о субботе это означает, что можно соблюсти всё то, что предписано традицией, но при этом ни разу не вспомнить о Боге, так как мысль будет полностью занята страхом что-то нарушить. Суббота в этом смысле — идеальный пример ветхозаветной эпохи, в наше время таким идеальным примером служат наши христианские посты: есть риск настолько увлечься составлением правильного меню, что суть поста окажется совершенно забытой. Христос же хотел, чтобы мы заботились не о вторичных мелочах, а о главном, то есть о том, чтобы иметь живую и непосредственную связь с Богом, всё же прочее воспринимали лишь как инструменты для достижения этой цели.