Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Совсем скоро — в ближайшее воскресенье — Церковь будет совершать празднование в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. На языке церковного календаря и в речи православных христиан этот день имеет ещё одно наименование — день Святой Троицы. Наш богослужебный круг устроен таким образом, что любому значимому празднику предшествует подготовка, так и дню Святой Троицы предшествуют особым образом подобранные отрывки из Евангелия от Иоанна. Эти отрывки повествуют о Святом Духе, о Его свойствах, Его соотнесённости с Богом-Отцом и Богом-Сыном, о том, что Дух Святой привнесёт в жизнь верующих во Христа. Один из таких отрывков звучит в храмах и сегодня — это фрагмент из 16-й главы Евангелия от Иоанна.
Основная часть этого евангельского отрывка передаёт слова Господа Иисуса Христа о Его скорых Смерти и Воскресении. Как и во многих иных евангельских местах, Христовы слова не находят понимания среди учеников, для апостолов эти высказывания звучат в высшей степени загадочно, а потому мы видим здесь их слова: «Что это говорит Он: „вскоре“? Не знаем, что говорит» (Ин. 16:18). Для нас же, как для людей знакомых с дальнейшим развитием событий, слова Христа о Его Страданиях, Смерти и Воскресении не вызывают никакой сложности, а вот начальную фразу этого евангельского чтения, напротив, понять довольно непросто, а потому именно на ней сосредотачивали своё внимание многие толкователи Евангелия от Иоанна. Напомню эти Христовы слова: «Всё, что имеет Отец, есть Моё; потому Я сказал, что от Моего возьмёт и возвестит вам» (Ин. 16:15).
Из самого текста очевидно, что речь здесь идёт о тайне отношений внутри Святой Троицы, Бог-Отец нечто имеет, и это же принадлежит Богу-Сыну, а Третья Ипостась Святой Троицы — Дух Святой — что-то возьмёт у Бога-Сына и возвестит людям. Мы видим два сложных для понимания момента: во-первых, что именно имеет Бог-Отец? Во-вторых, что из этого возьмёт Дух Святой для возвещения человечеству?
Само по себе слово «возвестит» указывает нам на то, что Господь сказал апостолам не о какой-то материальной собственности Бога-Отца, тогда как, без всякого сомнения, и всё материальное по своей сути принадлежит именно Ему, а не кому-либо другому, Спаситель сказал как о находящемся в собственности Бога-Отца о чём-то таком, что можно возвестить, то есть передать как некую информацию. По совокупному мнению прославленных Церковью толкователей, речь здесь идёт о том, что относится к делу нашего спасения, а именно, о способности видеть вещи не через призму человеческой субъективности, а такими, какими они являются по своей сути. Примечательно, что Дух Святой возьмёт и возвестит не абсолютно всё, но лишь какую-то часть, на это указывает выражение «от Моего возьмёт», тогда как полнота знания была передана словами «Моё возьмёт». Из этого мы можем сделать вывод, что Дух Святой возвещает людям лишь то, что потребно для спасения во Христе, оставляя при этом в тайне то, что не относится к спасению, например, тайну творения мира или же природу Бога, их Он нам лишь приоткрывает.
История Церкви показала, что всё произошло именно так: Дух Святой после Сошествия на апостолов дал им ясное понимание того, как необходимо действовать для евангельской проповеди и для своего спасения, но при этом мы не найдём в апостольских посланиях того, что не имеет прямого отношения к достижению человеком Царства Небесного. Иногда это вызывает досаду, ведь нам свойственно стремиться к знанию и раскрывать тайны. Бог не препятствует такому стремлению, но вместе с этим через Священное Писание и откровения Духа Святого даёт понять, что умножение знания о мире не способно привести человека к его конечной цели, а вот познание Христовой истины должно быть вожделенно, потому что оно спасительно.
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист.