Христос воскресе!
Каждого из апостолов, написавших Евангелие, Церковь наделила особенным символом. И символом Иоанна Богослова, например, стал орёл. Так было продемонстрирована не только богословская возвышенность четвёртого Евангелия, но и важная черта описанной в нём земной жизни Спасителя. На страницах повествования апостола Иоанна мы постоянно читаем о недопонимании, возникающем между Христом и Его оппонентами. Господь Иисус и иудейские законники как будто говорят на разных языках. Сына Божьего волнуют вещи небесного порядка, и Он призывает собеседников взлететь вверх подобно птицам. Но фарисеи тяготели к политике и земной выгоде. Это хорошо видно на примере чтения из десятой главы Евангелия от Иоанна, которое звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте послушаем данный отрывок.
Что в первую очередь бросается в глаза при прочтении сегодняшнего евангельского повествования? Как кажется, всё нарастающий градус напряжения в общении между Христом и законниками. Дело доходит до того, что возмущённые проповедью Спасителя фарисеи начинают уже и друг с другом спорить. Наиболее упрямые из них по-прежнему утверждают, что Иисус из Назарета — бесноватый, который произносит богохульные (с точки зрения законников) вещи под воздействием злых духов. Но раздаются среди спорящих и более разумные голоса. Находятся среди фарисеев те, кто задаются вопросом — а может ли бесноватый совершать великие чудеса? Например, возвращать зрение слепым.
Действительно, объективную реальность чуда, произошедшего на глазах у многих свидетелей, отрицать было крайне трудно. Наконец, в среде фарисеев созрело настроение поговорить со Христом напрямую. Иудейские старейшины, собравшись вместе, нашли Спасителя на территории храма — в притворе Соломона — и обратились к Нему с чётко выраженной просьбой: «если Ты Христос, скажи прямо!» Что хотели услышать фарисеи в ответ? На самом деле, в данном, на первый взгляд, ясном вопрошании имелась большая доля лукавства. Если бы Спаситель сказал, что Он не Христос, можно было бы тут же репутационно похоронить Его, рассказав всем и каждому, что Иисус из Назарета отрёкся от служения Мессии. То есть стал богоотступником.
Если бы Спаситель признал, что Он Христос, то фарисеи потребовали от Него начать дело очищения Палестины от власти иноплеменников. Ведь в представлении иудеев обещанный Мессия был кем-то наподобие Моисея или Иисуса Навина — вождей израильских, которым Господь поручил завоевать Землю Обетованную. Но Спаситель не нуждался в земной власти, не стремился к политическому могуществу, подчёркивая, что Царство Его не от мира сего. А ещё Христос прекрасно распознавал любые формы лукавства. Вот почему Он отвечает фарисеям, апеллируя не к внешней репутации, а конкретным делам. Оставляя за оппонентами возможность самим делать вывод: «дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне».
Христос никогда не становился заложником общественного мнения, и Он не нуждался в признании иудейских старейшин. Не потому, что презирал их. Вовсе нет. А потому, что понимал — Бог для Его оппонентов не Отец, а инструмент для достижения своих целей. И Мессия для фарисеев не освободитель духовный, а политический лидер, встав за спиной которого можно приобрести власть и богатство. Прозвучавшее евангельское чтение учит нас здоровой возвышенности — призывает хотя бы изредка поднимать глаза к небу, вспоминая, где, на самом деле, находится наш дом. Про землю забывать, конечно, тоже нельзя. Но Бога невозможно сделать заложником приземлённых категорий. Он, как орёл, будет постоянно взмывать в небо, прося и нас духом устремиться за Ним. Чтобы, вкусив нетленного, вечного счастья, наполнить радостью и смыслом дела и вещи, о которых нам пока ещё нужно заботиться здесь — в этой жизни.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Читать далее
священник Антоний Борисов