Церковная традиция весьма богата и разнообразна. Священные тексты составляют огромную часть того наследия, которое мы получили от предыдущих поколений христиан. Однако нередко эти тексты весьма туманны. И проблема не только в языке. В наше время вопрос с языком просто решить. Проблема в том, что мы часто читаем и не понимаем, как это связано с нашей жизнью? Как это применить к своей ситуации? Тот отрывок из 7 главы Евангелия от Иоанна, который звучит сегодня в православных храмах, предлагает важные рассуждения, связанные с этой темой. Давайте послушаем.
Учить в храме и синагоге, согласно иудейскому закону, могли только люди, получившие специальное богословское образование. Тем более это касалось толкования Священного Писания, изучению которого мудрецы посвящали всю свою жизнь. Христос не имел специального богословского образования, Он не был членом ни одной религиозной партии, Он появился из ниоткуда. Всё, что о Христе было известно, так это то, что Он сын плотника из провинциального Назарета. Откуда же у Него такие глубокие познания? — удивляются Его недруги. На это Спаситель отвечает: Я так хорошо знаю Писание, так как знаю Бога.
Здесь необходимо пояснить важный момент. В современной культуре зачастую ставят знак равно между информацией и знанием. Знать о чём-то означает располагать об этом предмете максимальным количеством данных. В древнем мире всё было иначе. На языке Библии познать — значит соединиться. Именно по этой причине нередко можно слышать такое выражение: познал такой-то мужчина такую-то женщину, она зачала и родила сына. То есть соитие супругов описывается в Священном тексте, как познание ими друг друга. Познание здесь сродни физическому соединению. Неслучайно и древо в раю носило имя древо познания добра и зла. Нарушив заповедь, Адам и Ева на собственном опыте познали, что такое добро и что такое зло. Иными словами, Христос располагает опытным знанием Своего Небесного Отца. Ну а если с Богом-Отцом Он находится в тесном единстве, а Бог является подлинным Автором священного текста, логично, что Спаситель знает прекрасно и сам этот текст. В отличие от Него, иудейские учителя всего лишь располагают информацией о Боге. В их распоряжении множество разрозненных теоретических знаний и не более. Опытного соединения с Творцом у них нет. А потому и многие положения закона Моисея они толкуют превратно.
Мы скажем, то, что такое близкое знание Бога-Отца и священных книг было доступно Христу, — это логично. Ведь Он Сам Бог. Он одной природы со своим небесным Отцом. Но доступно ли подобное знание человеку? Или же как иудейские учителя мы обречены на то, чтобы всю жизнь складывать пазлы из разрозненных священных текстов, но всегда будет недоставать какой-то важной детали и ответы на важные вопросы будут постоянно от нас ускользать? Сам Господь говорит, что опытное знание Бога доступно и нам. Чем тщательнее мы исполняем Его Евангельские заповеди, тем глубже Дух Божий проникает в наше сердце. Мысли Бога, Его слова, Его логика постепенно становятся нашими собственными. Усваиваются нашим умом и всем нашим существом. Становятся для нас родными. А потому и те священные книги, которые хранит наша традиция, постепенно, по мере нашего преуспеяния в исполнении Евангельских заповедей, открывают свой глубокий и полезный для нашей души смысл.
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий.