Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! Как верующие люди обычно относятся к Богу? С большим почтением и даже страхом, как к тому, кто значительно выше и сильнее нас. Но только ли этого Господь ждёт от каждого? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 3-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Многие люди интересуются религиозными вопросами, но подходят к ним с опаской. Начало сегодняшнего отрывка из Евангелия от Иоанна, кажется, говорит о чём-то похожем. Конечно, Никодим был человеком глубоко религиозным и с тем, чтобы практиковать свои религиозные взгляды, у него не было никаких проблем. И всё же чего-то ему в жизни явно не хватало, если он пришёл ко Христу ночью, когда можно искренне и спокойно поговорить, не боясь лишних глаз.
Примечательно, что Никодим начинает беседу с хвалебных и возвышенных слов. Он называет Христа учителем, пришедшим от Бога, потому что чудеса, которые Тот творит, не могут быть объяснены никак иначе, кроме как близостью Бога к Нему. Никодим ищет чего-то большего, но не знает, как к этому подступиться. Понятно, что он пришёл не за чудом, но за духовным наставлением. Однако никакого вопроса задать он не успевает, потому что со своей стороны Спаситель говорит, что Царству Божию может быть причастен только рождённый свыше. Многим из нас это выражение сегодня покажется вполне понятным, но Никодим почему-то его не понимает.
На самом же деле, недоумение Никодима объясняется довольно легко. Он был представителем религии, в которой люди изначально рождались в определённых отношениях с Богом. Конечно, чтобы стать полноценным иудеем, ребёнок должен был быть обрезан, и всё же, как потомок Авраама, Исаака и Иакова, он уже рождался членом народа Божиего. Христос же со Своей стороны говорит о том, что телесного рождения недостаточно, и для того, чтобы войти в Царство, необходимо усыновление Богу через рождение от Духа. И если родиться — это значит перейти из небытия в бытие, то духовное рождение — это вступление с Богом в совершенно новые отношения, через понимание того, что именно Он и является источник твоего бытия.
Говоря об этом рождении, Христос приводит в пример змея, вознесённого на крест во время странствия евреев в пустыне. Чтобы спастись от смертельных змеиных укусов, им необходимо было смотреть на него. Логика была проста: перестаньте с ужасом смотреть на землю, ожидая увидеть змею, и обратите свой взор вверх, к изображению, через которое Бог пообещал даровать спасение. Напоминая об этом чуде, Спаситель как будто бы говорит: вы ищите Царства Божиего, но ищете его человеческими средствами, в то время как причастность Царству подаётся от Бога, через усыновление Ему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееХристос Воскресе! С вами протоиерей Павел Великанов. Несколько лет назад меня пронзила одна ситуация, в которой вроде бы глубоко религиозные люди позволяли себе настолько бесчестные поступки, что изумлению не было предела. Тогда я начал исследовать тему токсичной, или невротической, религиозности, и картина стала проясняться. Сегодняшнее евангельское чтение — а это Евангелие от Иоанна, беседа Иисуса с Никодимом — позволяет ещё глубже понять проблему, которая меня так сильно зацепила..
Что же такое «рождение от Духа»? Чаще всего мы слышим, что это — Таинство Крещения, в котором человек обручается Христу, очищается от грехов и полагает начало качественно новой жизни. В Крещении сеется семя будущей святой жизни — и если человек постарается жить по заповедям, ходить в храм, соблюдать церковные правила и установления, мы верим, это семя прорастёт и даст обильный плод праведности.
Но ведь бывает и так, что человек вроде бы с внешней, формальной стороны, всё делает правильно: не совершает откровенных грехов, тщательно соблюдает пост, каждое воскресенье ходит в храм — но почему-то все такого как-бы-праведника стараются избегать. Он не «врастает» в приходскую общину, держится особняком, живёт по какому-то своему «протоколу». При этом — и упрекнуть его вроде бы не в чем. Но внутренний холод и жёсткость, которые сквозят сквозь любые его поступки и слова, напрочь отбивают всякое желание поддерживать с ним отношения.
Что же здесь не так — и какой ответ даёт нам Евангелие? Причина, как мне видится, вот в чём: весь тот богатый духовный инструментарий, которого в Церкви так много — посты, молитвы, правила, службы — для такого человека стал самоценным. Представьте себе ситуацию: приходит влюблённый в порядок и чистоту врач к себе в операционную, и тщательно наблюдает, чтобы всё было по местам, нигде никакой пылинки ни село — только в такой ситуации он чувствует себя комфортно. И тут вдруг привозят тяжело больного, которого надо оперировать. Что это значит для такого врача? Конец порядку, всё будет не по местам, грязное — одно сплошное неустройство! Уж лучше найти благовидную причину перевести больного в другое отделение — вот пусть там и оперируют! Как вы думаете, долго ли такого врача-ханжу будет терпеть заведующий отделением? Уверен, ханжа быстро будет вынужден искать себе другую работу.
Но ведь в духовной жизни есть ровно такая же опасность: влюбиться в атрибуты церковности — и не дать произойти тому самому «рождению от Духа», о котором мы слышали в Евангелии! Признаки этого «рождения» хорошо описаны апостолом Павлом: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. ...Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать». Вот какие понятные и простые есть у нас «маркеры» наличия — или же отсутствия! — «рождения свыше».
На это и следует нам почаще обращать внимание — в то ли мы духе живём — и если куда-то в сторону нас заносит — как можно быстрее исправляться!..
Читать далее
священник Стефан Домусчи