Евангелие от Иоанна, Глава 3, стихи 1-15. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 3, стихи 1-15

01 Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.

02 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.

03 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

04 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?

05 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

06 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.

07 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.

08 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.

09 Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?

10 Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?

11 Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.

12 Если Я сказал вам о земном, и вы не верите,- как поверите, если буду говорить вам о небесном?

13 Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.

14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,

15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Христос Воскресе! С вами протоиерей Павел Великанов. Несколько лет назад меня пронзила одна ситуация, в которой вроде бы глубоко религиозные люди позволяли себе настолько бесчестные поступки, что изумлению не было предела. Тогда я начал исследовать тему токсичной, или невротической, религиозности, и картина стала проясняться. Сегодняшнее евангельское чтение — а это Евангелие от Иоанна, беседа Иисуса с Никодимом — позволяет ещё глубже понять проблему, которая меня так сильно зацепила..

Что же такое «рождение от Духа»? Чаще всего мы слышим, что это — Таинство Крещения, в котором человек обручается Христу, очищается от грехов и полагает начало качественно новой жизни. В Крещении сеется семя будущей святой жизни — и если человек постарается жить по заповедям, ходить в храм, соблюдать церковные правила и установления, мы верим, это семя прорастёт и даст обильный плод праведности.

Но ведь бывает и так, что человек вроде бы с внешней, формальной стороны, всё делает правильно: не совершает откровенных грехов, тщательно соблюдает пост, каждое воскресенье ходит в храм — но почему-то все такого как-бы-праведника стараются избегать. Он не «врастает» в приходскую общину, держится особняком, живёт по какому-то своему «протоколу». При этом — и упрекнуть его вроде бы не в чем. Но внутренний холод и жёсткость, которые сквозят сквозь любые его поступки и слова, напрочь отбивают всякое желание поддерживать с ним отношения.

Что же здесь не так — и какой ответ даёт нам Евангелие? Причина, как мне видится, вот в чём: весь тот богатый духовный инструментарий, которого в Церкви так много — посты, молитвы, правила, службы — для такого человека стал самоценным. Представьте себе ситуацию: приходит влюблённый в порядок и чистоту врач к себе в операционную, и тщательно наблюдает, чтобы всё было по местам, нигде никакой пылинки ни село — только в такой ситуации он чувствует себя комфортно. И тут вдруг привозят тяжело больного, которого надо оперировать. Что это значит для такого врача? Конец порядку, всё будет не по местам, грязное — одно сплошное неустройство! Уж лучше найти благовидную причину перевести больного в другое отделение — вот пусть там и оперируют! Как вы думаете, долго ли такого врача-ханжу будет терпеть заведующий отделением? Уверен, ханжа быстро будет вынужден искать себе другую работу.

Но ведь в духовной жизни есть ровно такая же опасность: влюбиться в атрибуты церковности — и не дать произойти тому самому «рождению от Духа», о котором мы слышали в Евангелии! Признаки этого «рождения» хорошо описаны апостолом Павлом: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. ...Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать». Вот какие понятные и простые есть у нас «маркеры» наличия — или же отсутствия! — «рождения свыше».

На это и следует нам почаще обращать внимание — в то ли мы духе живём — и если куда-то в сторону нас заносит — как можно быстрее исправляться!..

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!