Ни для кого не секрет, что человек во все времена отличался зацикленностью на самом себе. В разных обществах эта закрытость и обращённость к себе проявлялись в большей или меньшей степени, но сути это не меняло. И дело не в том, что Бог сотворил человека склонным к эгоцентризму. Нет. Христиане уверены, что дело в грехопадении. Именно в результате грехопадения вектор наших интересов, наших усилий и смыслов, оказался направлен на нас самих. Мы к этому привыкли и мало обращаем на это внимание, не считая это серьёзной проблемой. Современные психологи тоже иногда говорят, что подобная сконцентрированность на себе и стремление к тому, чтобы подчинить своим интересам и нуждам всё окружающее, мешает человеку быть по-настоящему счастливым. Впрочем, нередко новое — это хорошо забытое старое. Ведь христианство не только с самого начала своей истории говорило, что закрытость и эгоцентризм — это плохо, оно всегда зало, почему человек таков и самое главное — предлагало пути для решения этой проблемы.
В сегодняшнем чтении мы слышим историю встречи Иосифа, Марии и младенца Иисуса с праведным старцем Симеоном, которого традиция называет Богоприимцем. Церковное предание считает, что он был в числе переводчиков, которым египетский царь Птолемей поручил перевод Еврейской Библии на греческий язык. Переводя отрывок из пророка Исаии, в котором говорилось о рождении Мессии от девы, Симеон усомнился в точности текста и хотел написать, что рождение произойдёт от женщины, так как дева родить не может. Однако ему было открыто, что текст верен, а он не умрёт, пока не увидит Мессию. Отношение к этой истории разное: кто-то в ней сомневается, кто-то считает её подлинной, но дело совершенно не в этом. В этой истории мы можем заметить одну интересную черту, которая может оказаться важной и для нас сегодня.
Дело в том, что, если мы задумаемся о сути того, что происходит в грехопадении, мы поймём, что проблема была именно в желании Адама и Евы поступить по-своему, и использовать мир, данный Богом, так, как им захотелось. Вместо принятия Божиего взгляда на самих себя и на задачу, которая перед ними стояла, они решают поступить по собственному усмотрению. Но мир — не детская песочница и не игровая комната, в которой можно фантазировать, выдумывая собственные смыслы для существующих вещей. Мир сотворён Богом, в нём есть замысел Господа. Что же нужно было сделать человеку? Ему нужно было осознать, что он творение, а не Творец, и принять Божий замысел о мире. Праведный Симеон принял воплощённого Бога в свои руки, потому что когда-то принял Его замысел и внутренне с ним согласился. Вместе с ним и мы можем ощутить наполнение жизни новым смыслом — не выдуманным, искусственным, но подлинным и настоящим. Это произойдёт, если мы откажемся от эгоизма и примем Бога, примем Его волю о Нас, и искренне, всем своим существом согласимся с нею.
Читать далее
священник Стефан Домусчи.