В отрывке, который только что прозвучал, две части. В первой мы видим слова Спасителя к Своим ученикам. Во второй рассказывается о подробностях заговора религиозных лидеров евреев против Христа. Если мы внимательно приглядимся к этим двум эпизодам, то увидим, что они входят друг с другом в резкий контраст.
Основная идея слов Спасителя заключается в том, чтобы Его последователи постоянно были начеку. Поэтому, рассказав притчу о хозяине дома, Он призывает их молиться и бодрствовать. Ученики Христа должны быть внимательны к своему внутреннему миру, к своим чувствам, мыслям, словам и делам так, как если бы в любой момент у них потребовали бы окончательный отчет. В христианской традиции подобное состояние называется духовным трезвением. Важно отметить, что оно не имеет ничего общего с тревожностью и эмоциональной возбуждённостью, которая бывает в тех случаях, когда мы с внутренним напряжением ждём, что должно произойти что-то не очень приятное, а потому нередко с подозрением относимся к окружающим и ждём подвоха. Духовное трезвение, то есть внимательное отношение к себе, тесным образом соседствует с состоянием внутренней умиротворённости, тишины и покоя. Ведь человек успевает заметить и нейтрализовать дурные мысли и чувства на самых подступах, как только они начинает проникать в его ум и сердце. А потому ему удаётся хранить душевный мир. В результате его слова и поступки отличаются непротиворечивостью, в них чувствуется весомость, целесообразность, последовательность.
Во второй части мы видим собрание религиозных лидеров еврейского народа, которые очень обеспокоены происходящим. Их состояние ровно противоположно тому, к которому призывает Своих учеников Господь. Они тревожны, исполнены подозрений, страхов. Их мысли спутаны. Ярким показателем этого служит их решение: они соглашаются на явное преступление, на убийство святого человека, однако стремятся сделать это не в праздник. Подумать только, в их сознании с лёгкостью уживаются две, казалось бы, несовместимые вещи. Они помнят о том, что у них есть обязанности по служению Богу, отдают себе отчёт, что верующие люди могут возмутиться смертью праведника, но при этом принимают решение совершить подлый и низкий поступок. Возникает впечатление, что они делают это под воздействием какого-то дурмана, который мешает им мыслить трезво. Их сознание спутанно. Ни о какой трезвенности речи здесь не идёт в принципе. Полное безумие.
Нередко в подобные состояния впадаем и мы. Нам могут быть свойственны набожность, ритуальное благочестие, дотошность в исполнении разного рода церковных предписаний, но вместе с этим душа томится от страхов, тревог, подозрительности, мнительности, угодничества, заискивания и других одержимостей, которые являются фоном нашего душевного состояния. Мы к ним привыкли. Часто считаем своими чертами характера. Называем их умными словами. Например, тревожный тип личности, мнительный характер, гиперчувствительность, импульсивный темперамент и т.д. Однако именно под их влиянием мы совершаем алогичные, нетрезвые поступки, от последствий которых мучаемся сами и мучаем всех тех, кто нас окружает. А потому слова Спасителя «бодрствуйте и молитесь» обращены и к каждому из нас. Он призывает всякого научиться распознавать в себе эти состояния, видеть их негативное влияние на наш образ чувств, мыслей и действий, вместе с тем призывает осознать, что самостоятельно изменить что-то в себе на такой глубине мы просто бессильны. И всё, что нам остаётся, так это обратиться к Богу со смиренной молитвой, в которой мы попросим избавить нас от этих одержимостей. Ведь лишь Он один в ответ на наше горячее желание и просьбы способен вернуть нам трезвомыслие и духовную бодрость.
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий.