Евангелие от Марка, Глава 13, стихи 31-37; Глава 14, стихи 1-2. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 13, стихи 31-37

31 Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

32 О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.

33 Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время.

34 Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать.

35 Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру;

36 чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими.

37 А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.

Евангелие от Марка, Глава 14, стихи 1-2

01 Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить;

02 но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В отрывке, который только что прозвучал, две части. В первой мы видим слова Спасителя к Своим ученикам. Во второй рассказывается о подробностях заговора религиозных лидеров евреев против Христа. Если мы внимательно приглядимся к этим двум эпизодам, то увидим, что они входят друг с другом в резкий контраст.

Основная идея слов Спасителя заключается в том, чтобы Его последователи постоянно были начеку. Поэтому, рассказав притчу о хозяине дома, Он призывает их молиться и бодрствовать. Ученики Христа должны быть внимательны к своему внутреннему миру, к своим чувствам, мыслям, словам и делам так, как если бы в любой момент у них потребовали бы окончательный отчет. В христианской традиции подобное состояние называется духовным трезвением. Важно отметить, что оно не имеет ничего общего с тревожностью и эмоциональной возбуждённостью, которая бывает в тех случаях, когда мы с внутренним напряжением ждём, что должно произойти что-то не очень приятное, а потому нередко с подозрением относимся к окружающим и ждём подвоха. Духовное трезвение, то есть внимательное отношение к себе, тесным образом соседствует с состоянием внутренней умиротворённости, тишины и покоя. Ведь человек успевает заметить и нейтрализовать дурные мысли и чувства на самых подступах, как только они начинает проникать в его ум и сердце. А потому ему удаётся хранить душевный мир. В результате его слова и поступки отличаются непротиворечивостью, в них чувствуется весомость, целесообразность, последовательность.

Во второй части мы видим собрание религиозных лидеров еврейского народа, которые очень обеспокоены происходящим. Их состояние ровно противоположно тому, к которому призывает Своих учеников Господь. Они тревожны, исполнены подозрений, страхов. Их мысли спутаны. Ярким показателем этого служит их решение: они соглашаются на явное преступление, на убийство святого человека, однако стремятся сделать это не в праздник. Подумать только, в их сознании с лёгкостью уживаются две, казалось бы, несовместимые вещи. Они помнят о том, что у них есть обязанности по служению Богу, отдают себе отчёт, что верующие люди могут возмутиться смертью праведника, но при этом принимают решение совершить подлый и низкий поступок. Возникает впечатление, что они делают это под воздействием какого-то дурмана, который мешает им мыслить трезво. Их сознание спутанно. Ни о какой трезвенности речи здесь не идёт в принципе. Полное безумие.

Нередко в подобные состояния впадаем и мы. Нам могут быть свойственны набожность, ритуальное благочестие, дотошность в исполнении разного рода церковных предписаний, но вместе с этим душа томится от страхов, тревог, подозрительности, мнительности, угодничества, заискивания и других одержимостей, которые являются фоном нашего душевного состояния. Мы к ним привыкли. Часто считаем своими чертами характера. Называем их умными словами. Например, тревожный тип личности, мнительный характер, гиперчувствительность, импульсивный темперамент и т.д. Однако именно под их влиянием мы совершаем алогичные, нетрезвые поступки, от последствий которых мучаемся сами и мучаем всех тех, кто нас окружает. А потому слова Спасителя «бодрствуйте и молитесь» обращены и к каждому из нас. Он призывает всякого научиться распознавать в себе эти состояния, видеть их негативное влияние на наш образ чувств, мыслей и действий, вместе с тем призывает осознать, что самостоятельно изменить что-то в себе на такой глубине мы просто бессильны. И всё, что нам остаётся, так это обратиться к Богу со смиренной молитвой, в которой мы попросим избавить нас от этих одержимостей. Ведь лишь Он один в ответ на наше горячее желание и просьбы способен вернуть нам трезвомыслие и духовную бодрость.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!