Точное число обязательных для исполнения заповедей, а также порядок их следования — довольно непростая тема в иудаизме. Очевидно, что вопрос книжника, адресованный Христу, был продиктован некоей дискуссией по этому поводу, о содержании которой мы можем судить лишь по косвенным свидетельствам, например, по тому, что некоторые иудейские учителя указывали на существование 613-ти заповедей, полученных Моисеем на горе Синай, в число которых входят все принятые Моисеем от Бога наставления и указания. И рассуждая о количестве заповедей, они продолжали и говорили, что царь Давид свёл 613 заповедей к 11-ти, а пророк Исайя сумел превратить их в шесть, пророк Михей уменьшил их количество до трёх, и, наконец, пророк Аввакум свёл весь закон к одной заповеди: «Праведный своею верою жив будет» (Авв. 2:4).
Какую именно позицию занимал в этом споре обратившийся ко Христу с вопросом книжник — нам, конечно же, неизвестно, но он явным образом обрадовался ответу Спасителя, значит, он был вполне уверен в очевидном для христианского сознания приоритете заповеди о любви к Богу над всеми прочими заповедями, повелениями и установлениями Моисеева закона.
Несмотря на то, что для нас этот приоритет, будучи определённым Самим Воплощённым Богом, очевиден, в христианской среде тоже существует свой спор о заповедях, как и в иудаизме, христиане по-разному относятся к перечню необходимых для исполнения заповедей. Кто-то останавливается лишь на том, что сказал Господь Иисус Христос, а кто-то идёт дальше, и вспоминает об установлениях Ветхого Завета, а также о правилах древних и новых Соборов, не обходя при этом вниманием и различные традиции, которые в их глазах также обретают статус обязательных для исполнения заповедей. Думается, что к этой дискуссии лучше и правильнее всего подходить через призму высказанной Христом заповеди о любви к Богу и к человеку, если мы готовы исполнить эту заповедь, то всё прочее перестанет иметь определяющее значение, и с теми, кто по каким-то причинам не согласен с нами, мы сумеем обрести мир и взаимопонимание.
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист.