Как правило, люди приходят в Церковь ради обретения успокоения и утешения, такая необходимость возникает не только тогда, когда в жизни случилось нечто страшное и крайне тяжёлое, но и тогда, когда человек начал ощущать себя падшим, опустившимся и заблудшим, тогда, когда у него не осталось сил терпеть самого себя. Конечно, есть и более приятные пути, таким можно назвать путь прямого призвания от Христа или же путь жизни в Церкви с самого детства в силу семейной традиции. Как бы то ни было, мы все ищем в Церкви какого-то блага для самих себя, причём блага вполне осязаемого, мы, к примеру, надеемся, что если у нас хватит сил исполнять заповеди и минимизировать грехи, то Бог будет нам благоволить, и нас не постигнут нужда, тяжёлые болезни или же внезапная трагическая кончина. Того же самого мы ждём и по отношению к нашим близким, поэтому мы молимся о них усердно и регулярно.
Для такой надежды у нас есть все основания, они выражены Священным Писанием, к примеру, можно вспомнить слова Псалтири, в которых от лица царя Давида сказано следующее: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы даёт, и потомство его в благословение будет» (Пс. 36:25–26). Через это и множество иных обетований Бог нас призывает к тому, чтобы мы встали на путь праведности и святости. И действительно, если получится поступить таким образом, то жизнь существенным образом преобразится, и Бог будет нам содействовать.
Правда, есть одна важная оговорка: Бог жаждет, чтобы мы обрели не только благополучное земное пребывание, но и блаженную вечность, а потому Он будет вести нас дальше, и дальнейший путь вовсе не будет похож на то, что мы видим на первоначальном этапе. Собственно, такое развитие событий мы видим и в истории процитированного ранее царя Давида: с одной стороны, Бог его направлял и поддерживал, с другой — с определённого момента подвергал различным испытаниям, в жизни Давида были и изгнание, и предательство, и смертельная опасность. Давид не только царствовал, ему случалось испытывать на себе и гонения, вот его слова: «Отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины; за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь; воздают мне за добро злом, за любовь мою — ненавистью» (Пс. 108:3–5).
Нечто подобное происходило со всеми другими святыми, их любовь к Богу неизбежно подвергалась испытанию, об этом сказал и Сам Господь наш Иисус Христос, Он предупредил, что те люди, которые изберут верность Богу несмотря на все возникающие препятствия, будут отвержены обществом, следовательно, они будут подвергаться испытаниям через различные виды гонений: «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого» (Лк. 6:22). Звучит это, конечно, не очень оптимистично, но вместе с испытаниями тем, кто найдёт в себе силы оставаться верным Христу, Господь обетовал и блаженство, то есть ни с чем несравнимое счастье, которое начинается здесь и продолжается в вечности: «Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах» (Лк. 6:23).
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист.