Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 17-27

Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Евангелие от Марка, Глава 10
Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

В этом евангельском отрывке очень любопытно то, каким образом Христос приводит Своих слушателей к осознанию невозможности «наследовать жизнь вечную» через какие-либо действия. В начале мы слышим вопрос со стороны упавшего перед Христом на колени человека, Спаситель отвечает так, как ответил бы любой другой израильский учитель, Он напоминает о базовых постулатах закона Моисея. Далее выясняется, что всё, перечисленное Христом, обратившийся к Нему человек сумел соблюсти, после чего Господь переходит на следующий уровень, Он говорит о необходимости продать и раздать нищим всё то, что имел этот человек. На этом их диалог заканчивается, но не заканчивается мысль Христа, она продолжается в диалоге с учениками, которые «чрезвычайно изумились» сложности наследования жизни вечной, и только после этого Спаситель завершает свою мысль словами о том, что человек никакими своими действия, равно как и бездействием, не может спастись, и что спасение целиком и полностью во власти Бога, Которому «всё возможно».

Есть определённый соблазн в том, чтобы понять эту Христову мысль буквально, как указание на некоторое предопределение одних к спасению, других к погибели, и решить, что коль скоро спасение и, следовательно, жизнь вечная находятся во власти Бога, а человек не способен их обрести через свои труды, то можно совершенно расслабиться, ведь изменить что-либо не получится. Конечно же, это именно соблазн, которому нельзя поддаваться, а истина заключается в том, что результат наших действий во власти Бога, тогда как сами действия — в нашей власти. В этом смысле спасение похоже на любое другое человеческое усилие. К примеру, можно самым тщательным образом спланировать своё путешествие, собрать всё необходимое, забронировать и оплатить отели, заказать рестораны, и договориться о встречах, но в день перед отъездом слечь с высокой температурой. Означает ли эта болезнь, что и вовсе не нужно планировать путешествия или же то, что путешествия не нужны? Конечно же, нет. Мы делаем массу вещей, полагаясь на свои силы, но христиане при этом всякий раз, говоря о своих планах, добавляют либо в мыслях, либо вслух слова апостола Иакова: «Если угодно будет Господу и живы будем» (Иак. 4:15).

Господу угодно, чтобы мы наследовали жизнь вечную, а это означает, что, полагаясь на Его волю, мы должны действовать так, как сказал Спаситель в беседе с пришедшими к нему человеком, действовать с надеждой, верой и упованием.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Древние христианские апологеты оставили по себе множество крайне любопытных и содержательных сочинений, в которых они тщательнейшим образом разъяснили суть христианского учения. Но при этом апологеты были честны: они понимали, что одними лишь словами невозможно кого-либо убедить в истинности христианства.

Классический пример апологетический честности — это принадлежащий перу мученика Иустина Философа «Диалог с Трифоном иудеем». Скорее всего, этот диалог не имел места в реальности, многие исследователи полагают, что он полностью выдуман святым мучеником, но даже в рамках сочиненного диалога беседа не заканчивается безоговорочной победой христианского апологета, Трифон не отказывается от иудаизма и не встает в ряды последователей Христа. Причина проста и очевидна: это всего лишь диалог, то есть всего лишь слабые человеческие слова. Святой Иустин прекрасно понимал цену и вес человеческого слова. Малую цену и небольшой вес.

Более того, не только слова, но и чудеса не способны превратить кого-либо в христианина. Поверить в то, что Иисус из Назарета есть никто иной, как обетованный Спаситель мира, поверить, что Он — Воплощенный Бог можно не иначе, как при содействии Духа Святого. Если Дух Святой коснулся человека, то все фундаментальные вопросы, касающиеся христианства, отпадают сами собой. Всё становится ясно. Правда, не на уровне слов и формулировок, а на каком-то ином, значительно более глубоком уровне, который, пожалуй, с некоторой долей условности можно назвать уровнем сердца. Или уровнем души.

Сегодняшний евангельский отрывок ставит перед нами сразу несколько очень серьезных вопросов. Помимо бросающегося в глаза вопроса о соотношении материальных благ и спасения, есть еще один, не менее важный вопрос, который затрагивает соотношение собственных усилий и благоволения Божия в деле нашего спасения. Если на первый из этих вопросов можно дать внятный ответ, сказав, что дело не в богатстве как таковом, а в зависимости от него, то со вторым всё значительно сложнее, ведь если бы даже евангельский обеспеченный юноша сумел отказаться от всего, чем он обладал, то финальные слова Христа Спасителя остались бы неизменны — спастись «человекам [...] невозможно», но это может сделать Бог, «ибо всё возможно Богу».

Если подходить к сказанному Христом с математической строгостью, то получается, что никакие наши действия не могут повлиять на вопрос спасения души. В равной степени не может на него повлиять и абсолютное бездействие. Тогда в чем же смысл аскетических подвигов и стараний жить в соответствии с евангельскими нравственными императивами? Для чего отказываться от имений и самих себя, если спасение «человекам это невозможно», тогда как Богу всё возможно?

Эти вопросы относятся как раз к той категории недоумений, которые невозможно разрешить ни словами, ни чудесами, а только содействием Святого Духа. Именно Дух дает человеку веру, Он же дает любовь, а любовь заставляет действовать в соответствии со словами Христа Спасителя, любовь не может оскорбить Любимого своим невниманием и бездействием там, где требуется полная самоотдача, естественное желание любви состоит в стремлении раствориться в Возлюбленном душой Христе. Любовь верит, она не боится, она надеется и она действует, ну а свою конечную участь любовь отдает во власть Того, к Кому она обращена — во власть Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
05.01.2023четверг
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****