Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 17-27
В этом евангельском отрывке очень любопытно то, каким образом Христос приводит Своих слушателей к осознанию невозможности «наследовать жизнь вечную» через какие-либо действия. В начале мы слышим вопрос со стороны упавшего перед Христом на колени человека, Спаситель отвечает так, как ответил бы любой другой израильский учитель, Он напоминает о базовых постулатах закона Моисея. Далее выясняется, что всё, перечисленное Христом, обратившийся к Нему человек сумел соблюсти, после чего Господь переходит на следующий уровень, Он говорит о необходимости продать и раздать нищим всё то, что имел этот человек. На этом их диалог заканчивается, но не заканчивается мысль Христа, она продолжается в диалоге с учениками, которые «чрезвычайно изумились» сложности наследования жизни вечной, и только после этого Спаситель завершает свою мысль словами о том, что человек никакими своими действия, равно как и бездействием, не может спастись, и что спасение целиком и полностью во власти Бога, Которому «всё возможно».
Есть определённый соблазн в том, чтобы понять эту Христову мысль буквально, как указание на некоторое предопределение одних к спасению, других к погибели, и решить, что коль скоро спасение и, следовательно, жизнь вечная находятся во власти Бога, а человек не способен их обрести через свои труды, то можно совершенно расслабиться, ведь изменить что-либо не получится. Конечно же, это именно соблазн, которому нельзя поддаваться, а истина заключается в том, что результат наших действий во власти Бога, тогда как сами действия — в нашей власти. В этом смысле спасение похоже на любое другое человеческое усилие. К примеру, можно самым тщательным образом спланировать своё путешествие, собрать всё необходимое, забронировать и оплатить отели, заказать рестораны, и договориться о встречах, но в день перед отъездом слечь с высокой температурой. Означает ли эта болезнь, что и вовсе не нужно планировать путешествия или же то, что путешествия не нужны? Конечно же, нет. Мы делаем массу вещей, полагаясь на свои силы, но христиане при этом всякий раз, говоря о своих планах, добавляют либо в мыслях, либо вслух слова апостола Иакова: «Если угодно будет Господу и живы будем» (Иак. 4:15).
Господу угодно, чтобы мы наследовали жизнь вечную, а это означает, что, полагаясь на Его волю, мы должны действовать так, как сказал Спаситель в беседе с пришедшими к нему человеком, действовать с надеждой, верой и упованием.