Очень интересен один момент в сегодняшнем Евангельском чтении. А именно — это радость первосвященников о планируемом успехе их преступного, беззаконного предприятия.
Но что же именно особо интересного в этом эпизоде? Мы нередко думаем, что присутствие демонических сил обязательно будет выражаться в злобе, ненависти, внутреннем раздрае — а тут — совершенно ясно сказано: первосвященники прямо-таки воодушевились, когда к ним пришёл Иуда и согласился стать предателем. И евангелист чётко говорит: согласие Иуды — победа дьявола, он сделал Иуду своим подчинённым.
Не всякая радость — от Бога. Чтобы лучше понять, каким образом можно различить настоящую, благословенную радость — от «радости не по Богу», нам сначала необходимо посмотреть на её противоположность. Первосвященники радуются, что их замысел в отношение убийства Иисуса начал реализовываться. Состояние же души, когда, напротив, планы расстраиваются, замыслы уничтожаются, желания не соответствуют имеющимся возможностям называется «фрустрацией». Она выражается в озлоблении, тревоге, разочаровании, может даже доходить до отчаяния — одним словом, человеку становится плохо, иногда — совсем плохо.
Итак, ключевое в психологических качелях между фрустрацией и радостью — планы, человеческие замыслы. Если получается — человек радуется, если всё идёт наперекосяк — расстраивается, фрустрирует.
Теперь посмотрим, что же отличает духовную радость. Её антипод — печаль. «Скучает душа моя по тебе, Боже, и слёзно ищет Тебя!» — так молился преподобный Силуан Афонский, однажды пережив приближение к святыне Христа. Эта печаль никак не похожа на фрустрацию; она не озлобляет, не подталкивает к отчаянию, не демотивирует к трудам — напротив, как пишет апостол, «печаль по Богу» оказывается спасительной. В душе печаль «печёт» — и от этого рождается ревность к добродетели, устремление к подвигам, готовность переносить неудобства жизни, расстройства планов, да и вообще стараться свести к минимуму проявления своеволия и всего, что отдаляет приближение к Богу.
У первосвященников, как мы видим из текста Евангелия, была именно радость не от Духа Святого, а психологическая, человеческая — обусловленная появившейся возможностью реализовать свои планы. И этой радостью воспользовался сатана, побудив их довести своё богопротивное дело до конца — невзирая ни на что: ни на отсутствие достаточного обвинения, ни на нежелание Пилата предать Иисуса смерти, ни на возможность отпустить арестованного ради праздника Пасхи. Они были абсолютно уверены — и их радость в этом, казалось, была подтверждением! — что всё идёт не по их, а по Божьему плану. А на самом деле они поступали как откровенные богоборцы.
Как же важно научиться внимательно различать разные виды радости, появляющиеся в нашей душе — чтобы случайно не обмануться и не принять психологическую радость за действие Духа Божьего!..
Читать далее
протоиерей Павел Великанов.