Евангелие от Луки, Глава 21, стихи 37-38; Глава 22, стихи 1-8. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 21, стихи 37-38

37 Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою.

38 И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его.

Евангелие от Луки, Глава 22, стихи 1-8

01 Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою,

02 и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа.

03 Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати,

04 и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им.

05 Они обрадовались и согласились дать ему денег;

06 и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.

07 Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца,

08 и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Очень интересен один момент в сегодняшнем Евангельском чтении. А именно — это радость первосвященников о планируемом успехе их преступного, беззаконного предприятия.

Но что же именно особо интересного в этом эпизоде? Мы нередко думаем, что присутствие демонических сил обязательно будет выражаться в злобе, ненависти, внутреннем раздрае — а тут — совершенно ясно сказано: первосвященники прямо-таки воодушевились, когда к ним пришёл Иуда и согласился стать предателем. И евангелист чётко говорит: согласие Иуды — победа дьявола, он сделал Иуду своим подчинённым.

Не всякая радость — от Бога. Чтобы лучше понять, каким образом можно различить настоящую, благословенную радость — от «радости не по Богу», нам сначала необходимо посмотреть на её противоположность. Первосвященники радуются, что их замысел в отношение убийства Иисуса начал реализовываться. Состояние же души, когда, напротив, планы расстраиваются, замыслы уничтожаются, желания не соответствуют имеющимся возможностям называется «фрустрацией». Она выражается в озлоблении, тревоге, разочаровании, может даже доходить до отчаяния — одним словом, человеку становится плохо, иногда — совсем плохо.

Итак, ключевое в психологических качелях между фрустрацией и радостью — планы, человеческие замыслы. Если получается — человек радуется, если всё идёт наперекосяк — расстраивается, фрустрирует.

Теперь посмотрим, что же отличает духовную радость. Её антипод — печаль. «Скучает душа моя по тебе, Боже, и слёзно ищет Тебя!» — так молился преподобный Силуан Афонский, однажды пережив приближение к святыне Христа. Эта печаль никак не похожа на фрустрацию; она не озлобляет, не подталкивает к отчаянию, не демотивирует к трудам — напротив, как пишет апостол, «печаль по Богу» оказывается спасительной. В душе печаль «печёт» — и от этого рождается ревность к добродетели, устремление к подвигам, готовность переносить неудобства жизни, расстройства планов, да и вообще стараться свести к минимуму проявления своеволия и всего, что отдаляет приближение к Богу.

У первосвященников, как мы видим из текста Евангелия, была именно радость не от Духа Святого, а психологическая, человеческая — обусловленная появившейся возможностью реализовать свои планы. И этой радостью воспользовался сатана, побудив их довести своё богопротивное дело до конца — невзирая ни на что: ни на отсутствие достаточного обвинения, ни на нежелание Пилата предать Иисуса смерти, ни на возможность отпустить арестованного ради праздника Пасхи. Они были абсолютно уверены — и их радость в этом, казалось, была подтверждением! — что всё идёт не по их, а по Божьему плану. А на самом деле они поступали как откровенные богоборцы.

Как же важно научиться внимательно различать разные виды радости, появляющиеся в нашей душе — чтобы случайно не обмануться и не принять психологическую радость за действие Духа Божьего!..

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!