На сегодняшний день переносится чтение Евангелия за понедельник, и главная тема этого отрывка — вопрос саддукеев к Иисусу о воскресении. Они приводят изысканную апорию — логически неразрешимое противоречие — которое к тому же ещё и звучит как анекдотический случай.
Представление о воскресении, которое преобладало среди иудеев, было более чем примитивным: в жизни будущего века, считали они, всё будет также, как и здесь, но только значительно лучше. Небеса будут голубее. Трава — зеленее. А женщины — плодовитее. И с этой точки зрения ситуация, когда у одной женщины семь воскресших мужей с абсолютно одинаковым законным правом на неё выглядит одновременно и кощунством, и комедией: кощунством — потому что полиандрия — многомужество — категорически запрещена законом Моисея под страхом смерти. Комедией — потому, что имея так много мужей, и будучи сверхплодовитой, как она поймёт, от кого именно очередной ребёнок? Картина идеальной праведной семьи иудея рушится в пух и прах...
Нетрудно представить, что для саддукеев вся эта история вызывала неудержимый хохот: глупее ситуации невозможно представить! И, очевидно, они были уверены, что её абсурдность вынудит Иисуса поддержать партию саддукеев в их бесконечных распрях с фарисеями.
Но они ошибались. Своими словами о том, что там, в Царстве Небесном, всё будет решительно иначе, чем здесь, на земле, — Иисус показал, насколько не только фарисеи примитивно мыслят, но и сами саддукеи. Нет ничего легче, чем придумать концепцию своего врага — и мастерски с ней расправиться. Однако к реальной жизни, как правило, это не будет иметь никакого отношения. Что, собственно говоря, и показал Спаситель.
И далее Иисус, опираясь на слова Писания, показывает, что неверие саддукеев в воскресение — обычное человеческое заблуждение. Потому что для Бога — Творца бытия и небытия, миров видимых и невидимых — нет ничего малозначащего. Для Него — всё дорого, нет мелочей, и ничто не исчезает в пустоту. Умирающие — умирают о Господе и уходят к Нему, чтобы потом, во время всеобщего воскресения, снова возродиться к жизни.
И самое главное подтверждение Своим Словам Христос Спаситель явил Своим Собственным Воскресением из мёртвых. Являясь ученикам на протяжение сорока дней, Он напрочь разрушил бытовавшие в народе полуязыческие представления о воскресении из мёртвых — которые не выходили за границы тварного бытия. Воскресший Иисус поставил перед апостолами множество вопросов, на которые и по сей день нет ответов — какими качествами должно обладать воскресшее тело, чтобы одновременно быть способным проходить сквозь стены — и при этом быть осязаемым? Более того — способным принимать обычную человеческую пищу — и при этом сохранять на себе следы смертельных ран? А явление Луке и Клеопе в Эммаусе? Как они могли не распознать в спутнике своего любимого Учителя? Одним словом, сплошные вопросы без ответов.
Но самое главное, что мы призваны вынести из сегодняшнего Евангелия, то, что любые попытки ограниченным человеческим разумом описать и оценить жизнь будущего века — обречены на неудачу. Здесь лучше смиренно умолкнуть — и довериться целиком нашему Небесному Отцу. Уж Он-то точно знает, что для нас в вечности — лучшее!..
Читать далее
протоиерей Павел Великанов.