Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 27-44; Глава 21, стихи 12-19. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 27-44

27 Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его:

28 Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему.

29 Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным;

30 взял ту жену второй, и тот умер бездетным;

31 взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей;

32 после всех умерла и жена;

33 итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою?

34 Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж;

35 а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят,

36 и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.

37 А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.

38 Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.

39 На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал.

40 И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им:

41 как говорят, что Христос есть Сын Давидов,

42 а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,

43 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

44 Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?

Евангелие от Луки, Глава 21, стихи 12-19

12 Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое;

13 будет же это вам для свидетельства.

14 Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать,

15 ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.

16 Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят;

17 и будете ненавидимы всеми за имя Мое,

18 но и волос с головы вашей не пропадет,-

19 терпением вашим спасайте души ваши.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

На сегодняшний день переносится чтение Евангелия за понедельник, и главная тема этого отрывка — вопрос саддукеев к Иисусу о воскресении. Они приводят изысканную апорию — логически неразрешимое противоречие — которое к тому же ещё и звучит как анекдотический случай.

Представление о воскресении, которое преобладало среди иудеев, было более чем примитивным: в жизни будущего века, считали они, всё будет также, как и здесь, но только значительно лучше. Небеса будут голубее. Трава — зеленее. А женщины — плодовитее. И с этой точки зрения ситуация, когда у одной женщины семь воскресших мужей с абсолютно одинаковым законным правом на неё выглядит одновременно и кощунством, и комедией: кощунством — потому что полиандрия — многомужество — категорически запрещена законом Моисея под страхом смерти. Комедией — потому, что имея так много мужей, и будучи сверхплодовитой, как она поймёт, от кого именно очередной ребёнок? Картина идеальной праведной семьи иудея рушится в пух и прах...

Нетрудно представить, что для саддукеев вся эта история вызывала неудержимый хохот: глупее ситуации невозможно представить! И, очевидно, они были уверены, что её абсурдность вынудит Иисуса поддержать партию саддукеев в их бесконечных распрях с фарисеями.

Но они ошибались. Своими словами о том, что там, в Царстве Небесном, всё будет решительно иначе, чем здесь, на земле, — Иисус показал, насколько не только фарисеи примитивно мыслят, но и сами саддукеи. Нет ничего легче, чем придумать концепцию своего врага — и мастерски с ней расправиться. Однако к реальной жизни, как правило, это не будет иметь никакого отношения. Что, собственно говоря, и показал Спаситель.

И далее Иисус, опираясь на слова Писания, показывает, что неверие саддукеев в воскресение — обычное человеческое заблуждение. Потому что для Бога — Творца бытия и небытия, миров видимых и невидимых — нет ничего малозначащего. Для Него — всё дорого, нет мелочей, и ничто не исчезает в пустоту. Умирающие — умирают о Господе и уходят к Нему, чтобы потом, во время всеобщего воскресения, снова возродиться к жизни.

И самое главное подтверждение Своим Словам Христос Спаситель явил Своим Собственным Воскресением из мёртвых. Являясь ученикам на протяжение сорока дней, Он напрочь разрушил бытовавшие в народе полуязыческие представления о воскресении из мёртвых — которые не выходили за границы тварного бытия. Воскресший Иисус поставил перед апостолами множество вопросов, на которые и по сей день нет ответов — какими качествами должно обладать воскресшее тело, чтобы одновременно быть способным проходить сквозь стены — и при этом быть осязаемым? Более того — способным принимать обычную человеческую пищу — и при этом сохранять на себе следы смертельных ран? А явление Луке и Клеопе в Эммаусе? Как они могли не распознать в спутнике своего любимого Учителя? Одним словом, сплошные вопросы без ответов.

Но самое главное, что мы призваны вынести из сегодняшнего Евангелия, то, что любые попытки ограниченным человеческим разумом описать и оценить жизнь будущего века — обречены на неудачу. Здесь лучше смиренно умолкнуть — и довериться целиком нашему Небесному Отцу. Уж Он-то точно знает, что для нас в вечности — лучшее!..

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!