Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие дня

* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 14-23

Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Евангелие от Луки, Глава 11
Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Вам когда-нибудь приходилось видеть нераскрывшийся бутон цветка, погибший от первых заморозков? Печальное зрелище — ещё немного, и явился бы миру чудесный, ароматный цветок — но, увы, мороз сковал его крепко и не позволил реализоваться. В сегодняшнем Евангелии мы услышим, какие силы способны поступить с человеческой душой также, как мороз — с бутоном. Давайте внимательно послушаем чтение из 11й главы Евангелия от Луки, которое сегодня звучит за богослужением в православных храмах.

Глава 11.

14 Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.

15 Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.

16 А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.

17 Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет;

18 если же и сатана разделится сам в себе, то как устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов;

19 и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.

20 Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.

21 Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение;

22 когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.

23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

Этот евангельский эпизод очень важен для понимания того, как действует в человеке демоническая сила — и как — Божественная. Демон, оказавшись внутри, как бы «запирает», «затыкает» человеческую природу, не позволяет ей раскрываться «от себя самой»: продолжая наш образ, демоны «подмораживают» человека и тем самым его лишают свободы. В норме у нас есть всё, что позволяет нам и слышать, и говорить — без словесного общения человек обречён на очень ущербную жизнь. Это происходит, когда дьявольская сила как бы «связывает» человеческую природу своей властью и становится источником непрекращающегося страдания.

Зададимся вопросом: а в чем же интерес бесов в этом «связывании» человеческой природы? Порабощённый демоном человек не может раскрыться и тем самым реализовать Божественный замысел о себе. Другими словами, оказавшийся в плену у диавольских сил — это «минус один» потенциальный боец в ряду воинов Божественного света. Причем без разницы, где именно окажется этот человек подловлен диаволом: главное, чтобы не дать ему развиться, раскрыться во всей полноте. Вот в чём и заключается коварство диавола: ему сам человек вообще не интересен, главное, чтобы у Бога было как можно меньше дееспособных сторонников.

Здесь, конечно же, следует чётко разделить грех и бесовскую одержимость. Да, любой грех — это, можно сказать, ущербность, «потеря боекомплекта». Но одержимость — уже попадание в плен, когда не сам человек собой распоряжается, а те, кто получили над ним власть. Чем больше грехов — тем больше шансов оказаться в полном плену: сопротивляться-то уже нечем! Поэтому есть только один способ сохранить свободу от диавольских ловушек: не грешить, всеми силами стремиться развивать добродетели и всячески избегать грехов — и больших, и малых.

Действие же Божественной благодати в душе человека — совершенно иное. Она не пытается «схватить» и «удержать» человека в своей власти, как это делает бесовская сила, не «упраздняет» и не «затыкает» природу — но, напротив, становится добрым, согревающим природу Светом — в лучах которого человек раскрывается во всей красоте, так, как это и было задумано Творцом. Это раскрытие — естественное, не принудительное, не вынужденное: ощутив зов Небесного Отца, душа сама по себе начинает тосковать по родному дому, по Небесному Отечеству — и в этом глубинном устремлении прорываться сквозь любые ошибки и пороки, грехи и глупости. Но это движение возможно лишь при условии хотя бы относительной, но всё же свободы — которую одержимый бесом уже не имеет.

Вот почему мы и слышим в Евангелии, что Христос Спаситель изгоняет бесов из людей — даруя возможность исцелённым снова встать в строй воинов Света. Дыханием Своего Божественного Духа Христос дует на «подмороженные» диаволом души живых людей — и те оживают, сбрасывают с себя ледяную скорлупу зависимости — и снова возвращаются в полноценную, настоящую жизнь.

Как же важно помнить о том, что любой грех, совершаемый нами — своего рода «трещина» в нашей изоляции души, сквозь которую незаметно может пробраться леденящий душу смертоносный холод — и при первых признаках «охлаждения души» срочно искать, где же мы допустили оплошность!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Христианство требует от человека непрестанной бодрости ума и умения видеть суть событий. Без этих навыков вряд ли получится стать последователем Христа Спасителя. Только что прозвучавшая евангельская история убедительно показывает, что неспособность здраво оценивать реальность чревата очень странными и совершенно неверными выводами.

В этой истории мы видим исцеление Господом Иисусом Христом немого человека, видим реакцию окружающих, которые, будучи негативно настроенными по отношению к Спасителю, сделали вывод, что исцеление совершено «силою веeльзевула, князя бесовского». Можно, конечно, поразмышлять о том, какими негодными людьми были оппоненты Христа, можно вспомнить о всех их прегрешениях и о том, что иудаизм первого века по Рождестве Христовом был сосредоточен на внешнем соблюдении религиозного обряда без сердечного проникновения в его суть. В конечном же итоге можно порадоваться тому, что мы — не они.

Проблема же в том, что люди — это всегда люди. У нас у всех одинаково устроены тела, мы мыслим одними и теми же шаблонами, мы переживаем одно и то же. Даже грешим мы патологически однотипно. Следовательно, неспособность видеть, очевидные, как кажется со стороны, вещи — это не исключительное свойство критически настроенных по отношению ко Христу иудеев, это общая человеческая беда.

Спаситель был, с одной стороны, благочестивым израильтянином, Он, как и Его Пречистая Матерь, соблюдал все установления иудаизма, а с другой — Он уклонялся от соблюдения того, что противоречило смыслу данного через Моисея закона. Господь, к примеру, отказывался делить людей на чистых и нечистых, Он не считал, что в субботу запрещено творить добрые дела и помогать людям, Он скептически относился к нарочитым постным дням фарисеев. Естественно, что Его пренебрежение устоявшимися формами благочестия рождало недоверие к Нему со стороны приверженцев этих форм. Постепенно недоверие переросло в открытую ненависть не только к Нему Самого, но и ко всему, что Он делал. Проявление ненависти мы видим и в этом евангельском отрывке: Спаситель помог человек избавиться от немоты, но вместо признания Его заслуг, Он получил обвинение в сотрудничестве с бесовскими силами. Логика в этом если и есть, то крайне искажённая.

Но вот в чем дело. Точно такая же искажённая логика действует и в нас тогда, когда какой-то человек нам в силу ряда, как кажется, объективных причин нам не нравится и нам неприятен. Можно взять какой-нибудь банальный пример из церковной жизни: есть, скажем, священник, который упорно не растит бороду и коротко стрижёт волосы, а ещё он не очень любит подрясник как форму повседневной одежды и потому везде ходит в одежде светской — о, ужас! — он носит джинсы. Синие джинсы. И футболки с забавными принтами. Но при этом он подолгу, искренне и внимательно молится. Он знает Евангелие, он знает богослужение, он любит святоотеческие труды и интересуется историей Церкви. Много ли найдётся христиан, которым будет важно наполнение жизни этого священника, а не его внешний вид? Практика показывает, что таких людей совсем немного, в глазах же абсолютного большинства он будет священником второго сорта, тем, от кого лучше держаться подальше, мало ли что: он не соблюдает традицию, тогда как традиция, в глазах очень многих христиан, — это основа основ, это фундамент, ее нарушение недопустимо. Ну а Евангелие... Причём здесь Евангелие? Отношение к такому священнику не изменится и в том случае, если по его молитвам Господь совершит исцеление немого. Его вообще ничего не спасёт от осуждения и неприятия, кроме изменения своего облика на более традиционный.

Нечто подобное происходило и по отношению ко Христу. Он не считался с традицией и делал то, что было предписано делать смыслом данного через Моисея закона Божия. Его не понимали, Его осуждали, Его распяли. Но Он воскрес, тем самым Он даровал нам прощение и возможность блаженной вечной жизни, вместе с этим Господь показал цену людским оценкам и вынес вердикт нашей способности делать умозаключения в том случае, если в их основе не лежит общение с Духом Святым, если они продиктованы исключительно внешними впечатлениями и приверженностью к устоявшейся традиции.

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
10.11.2022четверг
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****