Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие дня

* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 9-13

Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Евангелие от Луки, Глава 11
Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В детстве, помню, школьники разыгрывали друг друга — заворачивали в конфетный фантик какую-нибудь гадость и потом дружно хохотали, когда при всех жертва расстраивалась, поняв, что её обманули. Схожий образ использует Христос Спаситель в своей речи — давайте послушаем сегодняшний отрывок из Евангелия от Луки, 11 глава, который читается в храмах на богослужении — и постараемся понять, почему именно таким неожиданным способом надо было донести до слушателей нечто очень и очень важное.

Глава 11.

09 И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,

10 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

11 Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?

12 Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?

13 Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.

Казалось бы, весь смысл чтения можно было бы свести к паре слов: Бог — не злой. Но это вроде как — очевидность, банальщина? Разве кто-то утверждает обратное — что Бог злой, несправедливый, подлый, радуется, когда причиняет другому унижение и боль — как несмышлёные и дурно воспитанные подростки?

Вроде бы явным образом такие хульные вещи никто и не говорит — ещё бы, страшновато как-то ведь! — Но если мы внимательнее всмотримся в наши ожидания — картина становится вовсе не такой уж и очевидной.

Когда у нас появляется некая значимая проблема, и при всей важности её мы не только не молимся, но пренебрежительно фыркаем от одного призыва помолиться — значит, мы уже не словом, а делом свидетельствуем о своём ожидании от Бога: «зачем молиться, если всё равно Он ничего не сделает?» Или другими словами, если совсем коротко, мы безмолвно утверждаем: «Бог злой!»

Когда мы оказываемся в жизненном тупике, и в суетливом беспокойстве растратив все силы, опускаемся в полной безнадёжности на пол и тупо смотрим в одну точку, не ожидая уже вообще ничего хорошего — мы тоже безмолвно утверждаем: «Бог холодный, безразличный и злой!»

Когда мы сталкиваемся с вопиющей несправедливостью и сердце наполняется упоительной яростью и желанием отмщения, и начинает сладостно трепетать, как только такая возможность представляется — мы тоже бессознательно утверждаем: «Бог злой, несправедливый и невнимательный к нам!»

Но всё Евангелие — а в особенности сегодняшний отрывок — категорично утверждает обратное: нет, Бог — не злой, не подлый, не радующийся человеческой боли, не забывчивый, не предвзятый. Все эти качества — исключительно наши собственные психологические проекции в пустоту нашего маловерия, которые мы иногда начинаем воспринимать как образ настоящего Бога.

И сегодня Евангелие предлагает нам отличный выход из этого тупика наших проекций: для этого надо развернуть наш мысленный взор — в прямо противоположную сторону, и не выискивать те или иные качества в Боге, а всмотреться в самих себя. Если в моей душе есть хоть что-то на самом деле хорошее, которое проявляет себя прежде всего в отношении к моим самым близким людям — например, детям — то почему я вдруг думаю, что Сам Господь Бог может оказаться хуже? Ведь это — явная нелепость!

Открою небольшой секрет: когда мы не только в себе, но и в самых нелюбимых нами людях начинаем допускать наличие чего-то правильного, доброго, светлого — пусть и закопанного на самой глубине души под грудами грехов и предательств, подлостей и лукавств — то однажды этот человек обязательно вдруг развернется перед нами так, что этот лучик света всё же пробьётся наружу — и мы почувствуем огромное облегчение от того, что наша вера в этот добрый свет не была напрасной!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Основная мысль этого евангельского отрывка предельно проста: в молитве необходима настойчивость и постоянство. Церковь в своей аскетической молитвенной практике в полной мере усвоила слова Христа Спасителя, а потому основная монашеская молитва очень краткая, но повторяется она в течение суток бесчисленное количество раз, каждый монах в буквальном смысле дышит этой молитвой, которую мы называем молитвой Иисусовой. Знакома она, конечно, не только монахам, и звучит она так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божией, помилуй мя, грешного». В этой молитве нет ничего, кроме исповедания Иисуса из Назарета Богом и второй ипостасью Святой Троицы, а также просьбы о помиловании. Есть в ней также определение самого себя как грешника, но это определение, как и упоминание того, что Господь Иисус Христос — Сын Божий, содержится лишь в славянском варианте молитвы Иисусовой, тогда как в греческом ее оригинале нет ни первого, ни второго, греческий вариант звучит значительно лаконичнее: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Церковь не возбраняет использовать любой из этих вариантов молитвы, впрочем, возможно и множество иных форм, к примеру, при желании или же необходимости можно добавлять имя Пресвятой Богородицы, а также святых, в этом случае молитва изменится следующим образом: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Богородицы, помилуй мя, грешного». А если мы имеем сердечное стремление призвать одного или нескольких святых, то можно это сделать так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами преподобного отца нашего Сергия, помилуй мя». Некоторые прославленные Церковью подвижники рекомендовали разнообразить текст молитвы Иисусовой с тем, чтобы не было привыкания, и чтобы ум молящегося был сосредоточен на словах молитвы, а сосредоточению как нельзя лучше способствует добавление к молитве упоминания Божией Матери или же святых.

В молитве Иисусовой, как и в иных христианских молитвах, важна неотступность, и это не какая-то позднейшая блажь, это прямое и непосредственное исполнение данной Самим Спасителем заповеди: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам» (Лк. 11:9). Да, здесь Он как будто бы ни слова не говорит о молитве, но то, что речь здесь идёт именно об обращении к Богу, очевидно из контекста слов Христа, ведь далее Он сказал: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11:13). Впрочем, после этих слов Спасителя может возникнуть вопрос относительно того, почему в центральной монашеской молитве нет слов о Духе Святом, тогда как Он, если буквально понимать слова Христа, должен быть предметом наших молитвенных прошений. Ответ прост: мы просим о помиловании, а помилование — очень многогранное понятие, оно включает в себе не только прощение грехов, и не только милость Бога с сопутствующими ей благодеяниями, оно включает и дарование благодати Пресвятого Духа, как высшей формы проявление милосердия Божия к человеку.

Молитва Иисусова с ее неотступностью и постоянством, это, конечно, не специфически монашеское делание, к ней, как и вообще к молитве, призваны все христиане, точно также, как не только монахи призваны к целомудрию, к посту и к послушанию. Все перечисленное должно быть в жизни любого христианина, вне зависимости от его социального и церковного статуса, потому как Евангелие адресовано в равной степени каждому человеку, ну а монахи — это частный случай, это люди, которые приняли решение не отвлекаться ни на что другое и всю свою жизнь посвятить исполнению Христовых слов, их опыт, в том числе и молитвенный, стоит того, чтобы его использовать в обычной, а не только монашеской, христианской жизни.

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
09.11.2022среда
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****