Рискну предположить, что у этого краткого евангельского отрывка есть свои критики, особенно же у того места, в котором упоминается, что сопровождавшие Христа женщины «служили Ему имением своим», ведь эта фраза означает не что иное, как то, что женщины были спонсорами Христовой миссии. Нашу Церковь очень часто упрекают в жизни за счёт «несчастных обманутых старушек», и говорят, что это абсолютно недопустимо, что это противоречит базовым принципам морали, что мы все срочно должны идти на производство, и ни в коем случае не прикасаться к тем копейкам, которые приносят в храмы пожилые женщины. Да и вообще, практика показывает, что разговоры о финансовом обеспечении Церкви и её служителей всегда вызывают необычайный энтузиазм, людям нравится подсчитывать наши доходы и размышлять об их источниках.
Такой интерес имеет право на своё существование, только строиться он должен не на огульных обвинениях и фантазиях, основанных на впечатлениях от текстов красноречивых и совершенно безответственных блогеров, а на евангельском тексте и последующей традиции. Церковная жизнь состоит из массы самых разных элементов, помимо богослужения и его традиций, есть традиция постов и повседневной жизни христиан, есть традиционный язык, есть и традиционное финансовое обеспечение. Всё это при внимательном и честном подходе можно возвести к Евангелию и апостольским посланиям. Конечно, что-то утратило свою былую актуальность и превратилось в рудимент, а что-то уже перестало существовать и в качестве рудимента, но многое осталось. Вопросы финансов — из числа оставшихся.
С самого начала своего бытия, то есть со времён первой апостольской общины избранных лично Христом Спасителем первых учеников, никто из членов этой общины не работал в прямом смысле этого слова, то есть эти люди, многие из которых были профессиональными рыбаками, оставили свои занятия и целиком посвятили свою жизнь распространению Благой вести, Евангелие говорит об этом прямо и однозначно: «И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним» (Мф. 4:20). С той поры апостолы не работали, за исключением небольшого периода между Распятием Христа и Его Вознесением, в это время апостолы попросту не понимали, что и как им делать дальше, по этой причине они решили вернуться к своим обычным занятиям. Есть и ещё одно исключение: апостол Павел, который совершенно сознательно выбрал иной путь — он решил обеспечивать себя сам, но он прекрасно понимал, что его путь не может быть выбором большинства, и потому он написал о своём выборе как об исключении из общего правила.
Первая христианская община, как это видно из прозвучавшего сегодня евангельского отрывка, жила на пожертвования. Конечно, жертвовали не только поименованные и подразумеваемые здесь женщины, жертвовали самые разные люди. Это было совершенно нормально, потому как и многие израильские раввины также жили на пожертвования. Христа и Его учеников отличало от раввинов другое: женщины были полноправными членами общины, они участвовали в общем деле не только своими средствами, они также занимались проповедью Царства Божиего, представить нечто подобное в среде традиционного иудаизма первого века по Рождестве Христовом было, конечно, невозможно.
В дальнейшем Церковь продолжила придерживаться установившейся схемы своего финансового обеспечения. Так продолжается и в наши дни. Основной характерный признак церковных пожертвований — их абсолютная добровольность. Никто не имеет права какими бы то ни было способами принуждать верующих делать пожертвования. Впрочем, иногда случаются злоупотребления, церковная власть пытается с ними бороться и делает всё для того, чтобы их не было. Безусловно, финансовые злоупотребления, особенно в церковной ограде, это недопустимо и отвратительно, но это зло — отнюдь не изобретение нашей эпохи, к сожалению, с ним столкнулись ещё Сам Христос и Его апостолы тогда, когда один из Христовых учеников — Иуда — оказался больше предан обладанию имуществом, нежели Христу. Да, это страшно. И да, такого не должно быть. Но такое случается. Впрочем, если Христос после злоупотреблений Иуды не изменил финансовую схему обеспечения апостольской общины, значит, иной, более безопасной, схемы попросту не существует.
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист.