Евангелие от Луки, Глава 8, стихи 1-3
Рискну предположить, что у этого краткого евангельского отрывка есть свои критики, особенно же у того места, в котором упоминается, что сопровождавшие Христа женщины «служили Ему имением своим», ведь эта фраза означает не что иное, как то, что женщины были спонсорами Христовой миссии. Нашу Церковь очень часто упрекают в жизни за счёт «несчастных обманутых старушек», и говорят, что это абсолютно недопустимо, что это противоречит базовым принципам морали, что мы все срочно должны идти на производство, и ни в коем случае не прикасаться к тем копейкам, которые приносят в храмы пожилые женщины. Да и вообще, практика показывает, что разговоры о финансовом обеспечении Церкви и её служителей всегда вызывают необычайный энтузиазм, людям нравится подсчитывать наши доходы и размышлять об их источниках.
Такой интерес имеет право на своё существование, только строиться он должен не на огульных обвинениях и фантазиях, основанных на впечатлениях от текстов красноречивых и совершенно безответственных блогеров, а на евангельском тексте и последующей традиции. Церковная жизнь состоит из массы самых разных элементов, помимо богослужения и его традиций, есть традиция постов и повседневной жизни христиан, есть традиционный язык, есть и традиционное финансовое обеспечение. Всё это при внимательном и честном подходе можно возвести к Евангелию и апостольским посланиям. Конечно, что-то утратило свою былую актуальность и превратилось в рудимент, а что-то уже перестало существовать и в качестве рудимента, но многое осталось. Вопросы финансов — из числа оставшихся.
С самого начала своего бытия, то есть со времён первой апостольской общины избранных лично Христом Спасителем первых учеников, никто из членов этой общины не работал в прямом смысле этого слова, то есть эти люди, многие из которых были профессиональными рыбаками, оставили свои занятия и целиком посвятили свою жизнь распространению Благой вести, Евангелие говорит об этом прямо и однозначно: «И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним» (Мф. 4:20). С той поры апостолы не работали, за исключением небольшого периода между Распятием Христа и Его Вознесением, в это время апостолы попросту не понимали, что и как им делать дальше, по этой причине они решили вернуться к своим обычным занятиям. Есть и ещё одно исключение: апостол Павел, который совершенно сознательно выбрал иной путь — он решил обеспечивать себя сам, но он прекрасно понимал, что его путь не может быть выбором большинства, и потому он написал о своём выборе как об исключении из общего правила.
Первая христианская община, как это видно из прозвучавшего сегодня евангельского отрывка, жила на пожертвования. Конечно, жертвовали не только поименованные и подразумеваемые здесь женщины, жертвовали самые разные люди. Это было совершенно нормально, потому как и многие израильские раввины также жили на пожертвования. Христа и Его учеников отличало от раввинов другое: женщины были полноправными членами общины, они участвовали в общем деле не только своими средствами, они также занимались проповедью Царства Божиего, представить нечто подобное в среде традиционного иудаизма первого века по Рождестве Христовом было, конечно, невозможно.
В дальнейшем Церковь продолжила придерживаться установившейся схемы своего финансового обеспечения. Так продолжается и в наши дни. Основной характерный признак церковных пожертвований — их абсолютная добровольность. Никто не имеет права какими бы то ни было способами принуждать верующих делать пожертвования. Впрочем, иногда случаются злоупотребления, церковная власть пытается с ними бороться и делает всё для того, чтобы их не было. Безусловно, финансовые злоупотребления, особенно в церковной ограде, это недопустимо и отвратительно, но это зло — отнюдь не изобретение нашей эпохи, к сожалению, с ним столкнулись ещё Сам Христос и Его апостолы тогда, когда один из Христовых учеников — Иуда — оказался больше предан обладанию имуществом, нежели Христу. Да, это страшно. И да, такого не должно быть. Но такое случается. Впрочем, если Христос после злоупотреблений Иуды не изменил финансовую схему обеспечения апостольской общины, значит, иной, более безопасной, схемы попросту не существует.