Сегодняшнее чтение — часть обличительной речи Иисуса Христа, в которой сначала звучат заповеди, поддерживающие и направляющие праведников, а затем пророчества, обличающие грешников. Первые три стиха, которые обращены к богатым, пресыщенным и тщеславным людям, в разных словах выражают одну и ту же мысль: итог человеческого существования зависит от того, чей взгляд на мир человек выбрал. Поставив перед собой цель и предприняв необходимые усилия, человек обычно получает то, к чему стремится... Проблема в другом: если он ошибся в цели, усилия будут потрачены впустую и итог его жизни будет трагичен.
Какие же ложные цели особенно выделяет Спаситель?
Богатство, сытость, смех и слава.
И мы с ужасом узнаём в них ценности нашей цивилизации. Кто не хотел бы сегодня обладать имуществом, быть уважаемым человеком, жить сытой и весёлой жизнью? Да и не только сегодня, но и во все времена. Ведь и Спаситель обличает не нашу эпоху, но людей Своего времени. Другое дело, что после грехопадения в отношение греха все мы рождаемся одинаковыми.
Но что греховного в этих вещах? Разве лучше быть нищим, голодным, плачущим и всеми пренебрегаемым?
Проблема, конечно, тоньше, чем кажется. Естественно, Бог сотворил человека для жизни радостной и полной благ. Завершив творение, Господь сказал о мире, что он хорош. Человек — часть мира и значит не какие-то люди, но сам Господь сказал о нём хорошо. И здесь нет ничего удивительного, ведь человек действительно был сотворён хорошим.
Однако, обращая к человеку первые заповеди, Бог практически всё время говорит во множественном числе. Люди должны были совместно владеть землей, совместно питаться, что в свою очередь говорит о том, что они должны были учиться сосуществовать в духе братолюбия и соработничестве. Но, как известно, всё пошло по-другому... и теперь мы живём в мире, который во зле лежит.
Что это значит в практическом смысле?
Значит, что есть богатые и бедные... что есть сытые и голодные, смеющиеся и плачущие, прославляемые и гонимые. И нет ничего плохого ни в богатстве, ни в сытости, ни в смехе, ни в добром слове о человеке, если они взяты сами по себе. Но мир очень конкретен, реален, мы не живём среди явлений вообще, они всегда существуют в определённом контексте.
Итак, богачи не просто богаты, они живут рядом с бедными... Спокойно и даже с чувством превосходства смотрят на них как людей второго сорта... И если это так, слова Христа именно о них, ведь они уже получили то, к чему стремились.
Пресыщенные люди не просто сыты, они знают, что рядом есть голодные, но им всё равно. Они давно перестали об этом переживать... И если это так — они прямо идут против замысла Творца.
Всего два примера того зла, которое царит в мире... и если человек закрывает на них глаза, стремясь к безудержному веселью... он будет плакать, потому что в жизни будущего века этот эгоизм будет для него мучителен.
Естественно, и тот, кто делает всё, чтобы получить похвалу от людей, живущих по законам мира сего, поддерживает эти общие иллюзорные ценности.
Если же мы богаты не за счёт бедных и всячески стремимся им помочь, если делаем всё, чтобы другие были такими же сытыми, как и мы, если радуемся только тогда, когда радуются все, мы становимся хорошими не на словах, но на деле.
Читать далее
священник Стефан Домусчи.