Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 24-30. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 24-30

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодняшнее чтение — часть обличительной речи Иисуса Христа, в которой сначала звучат заповеди, поддерживающие и направляющие праведников, а затем пророчества, обличающие грешников. Первые три стиха, которые обращены к богатым, пресыщенным и тщеславным людям, в разных словах выражают одну и ту же мысль: итог человеческого существования зависит от того, чей взгляд на мир человек выбрал. Поставив перед собой цель и предприняв необходимые усилия, человек обычно получает то, к чему стремится... Проблема в другом: если он ошибся в цели, усилия будут потрачены впустую и итог его жизни будет трагичен.

Какие же ложные цели особенно выделяет Спаситель?

Богатство, сытость, смех и слава.

И мы с ужасом узнаём в них ценности нашей цивилизации. Кто не хотел бы сегодня обладать имуществом, быть уважаемым человеком, жить сытой и весёлой жизнью? Да и не только сегодня, но и во все времена. Ведь и Спаситель обличает не нашу эпоху, но людей Своего времени. Другое дело, что после грехопадения в отношение греха все мы рождаемся одинаковыми.

Но что греховного в этих вещах? Разве лучше быть нищим, голодным, плачущим и всеми пренебрегаемым?

Проблема, конечно, тоньше, чем кажется. Естественно, Бог сотворил человека для жизни радостной и полной благ. Завершив творение, Господь сказал о мире, что он хорош. Человек — часть мира и значит не какие-то люди, но сам Господь сказал о нём хорошо. И здесь нет ничего удивительного, ведь человек действительно был сотворён хорошим.

Однако, обращая к человеку первые заповеди, Бог практически всё время говорит во множественном числе. Люди должны были совместно владеть землей, совместно питаться, что в свою очередь говорит о том, что они должны были учиться сосуществовать в духе братолюбия и соработничестве. Но, как известно, всё пошло по-другому... и теперь мы живём в мире, который во зле лежит.

Что это значит в практическом смысле?

Значит, что есть богатые и бедные... что есть сытые и голодные, смеющиеся и плачущие, прославляемые и гонимые. И нет ничего плохого ни в богатстве, ни в сытости, ни в смехе, ни в добром слове о человеке, если они взяты сами по себе. Но мир очень конкретен, реален, мы не живём среди явлений вообще, они всегда существуют в определённом контексте.

Итак, богачи не просто богаты, они живут рядом с бедными... Спокойно и даже с чувством превосходства смотрят на них как людей второго сорта... И если это так, слова Христа именно о них, ведь они уже получили то, к чему стремились.

Пресыщенные люди не просто сыты, они знают, что рядом есть голодные, но им всё равно. Они давно перестали об этом переживать... И если это так — они прямо идут против замысла Творца.

Всего два примера того зла, которое царит в мире... и если человек закрывает на них глаза, стремясь к безудержному веселью... он будет плакать, потому что в жизни будущего века этот эгоизм будет для него мучителен.

Естественно, и тот, кто делает всё, чтобы получить похвалу от людей, живущих по законам мира сего, поддерживает эти общие иллюзорные ценности.

Если же мы богаты не за счёт бедных и всячески стремимся им помочь, если делаем всё, чтобы другие были такими же сытыми, как и мы, если радуемся только тогда, когда радуются все, мы становимся хорошими не на словах, но на деле.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!