Повествование о втором чудесном умножении хлебов — которое в этот раз происходит на земле, где и живут язычники, — именно они здесь выступают слушателями Иисуса — имеет одну непримечательную деталь. Прошлый раз, когда ситуация в целом была очень похожей, сами ученики выступили инициаторами хоть как-то решить вопрос с голодными людьми — они сами подошли к Иисусу с предложением отпустить народ по окрестным сёлам, чтобы раздобыть себе пищу. И те пять хлебов и две рыбы, которые были у апостолов, чудесным образом насытили пятитысячную толпу.
В этот же раз не ученики, но Сам Иисус говорит о том, что хорошо бы накормить людей, которые вот уже как три дня как ходят вместе неотступно — и, понятное дело, изголодались. И здесь ученики произносят очень интересную фразу: и кто бы мог здесь, в пустыне, раздобыть столько еды для такого множества народа? Вы тоже почувствовали в этих словах очень прозрачный намёк на то, что хорошо бы и здесь кое-кому повторить уже однажды совершённое чудо?..
Возникает вопрос: а почему ученики в лоб не сказали Иисусу: Учитель, да какие проблемы — тут же народа даже меньше, чем в прошлый раз, когда пятью хлебами Ты накормил пять тысяч — да и хлебов у нас больше, аж целых семь? Почему вместо прямой просьбы — тонкий, едва слышимый намёк?
В этой ситуации видится трепетное благоговение учеников перед своим Учителем. Они не смеют Его просить — лишь намекают, и то — очень деликатно, ненавязчиво — с пониманием, что чуда невозможно ждать, тем более — требовать — повторного совершения.
В этой деликатности апостолов мне видится пример для подражания. Часто ли мы к Богу обращаемся в такой же манере? Едва ли. Нам проще обрушить на Него весь шквал наших просьб — а потом, естественно, обидеться, что нас игнорируют и не выполняют наших пожеланий. Но для апостолов было куда важнее находиться рядом с Учителем, чем использовать Его — пусть даже для решения чужих проблем. И вот эта сфокусированность на Личности больше, чем на возможностях Богочеловека и является очень правильной тональностью нашего отношения ко Христу Спасителю.
А, может, и правда хотя бы иногда практиковать молитву не в виде просьбы, а как изложение перед Господом того, что волнует наше сердце — без прямого ожидания обязательного ответа?..
Читать далее
протоиерей Павел Великанов.