В истории исцеления бесноватого больше всего удивляет и поражает не сам факт исцеления, и не то, что Господь Иисус Христос имеет власть над злыми духами, самое странное в этой истории — реакция простых людей на очевидное чудо. В других местах после чудесных исцелений, которые во множестве совершал Спаситель, люди просили остаться с ними подольше, просили помочь их больным родственникам и друзьям, слушали Христово слово и всячески пытались удержать Воплощённого Бога рядом с собой. Но здесь мы видим совершенно иную, очень странную и непостижимую реакцию, узнав о чуде исцеления, люди «начали просить Его, чтобы отошёл от пределов их». На эту особенность евангельского рассказа о гадаринском бесноватом невозможно не обратить внимание.
Любопытно, что мнения толкователей относительно причин такой реакции окружающих разделились. Кто-то полагает, что всё дело исключительно в гибели большого числа свиней, и, как следствие, причинённый обывателям убыток, а кто-то считает, что причина состоит лишь в неготовности людей к вторжению в их жизнь Бога и к вызванным таким вторжением переменам. Оба эти мнения кажутся в равной степени справедливыми, справедливой кажется и их комбинация.
В самом деле, мы из опыта знаем, что гибель имущества, потеря денег — это не то, что приносит радость, и не то, от чего мы впадаем в восторг. Можно говорить о том, какими чёрствыми людьми были сограждане исцелённого Христом человека, а можно попытаться представить собственную реакцию на нечто подобное. К примеру, можно представить, что один из жителей подъезда многоквартирного дома получил чудесное исцеление, но при этом были уничтожены личные автомобили всех остальных жителей. Обрадовались ли бы потерпевшие урон исцелению своего соседа? Вряд ли. Скорее всего, они отреагировали бы ещё более эмоционально, чем жители страны Гадаринской. Скорее всего, они попытались бы отдать целителя правоохранительным органам, требовали бы суда и возмещения ущерба, и это при том, что многие современные автомобили застрахованы от тотальной гибели, а на утонувших в озере свиней никакие страховки не распространялись. Поэтому здесь, пожалуй, стоит удивиться не тому, что соплеменники исцелённого потребовали Христа уйти, а тому, что они не попытались Ему как-нибудь отомстить и призвать к ответу.
А ещё стоит удивиться тому, что древние жители полуязыческого Десятиградия оказались столь кротки и терпеливы, тогда как мы, люди, так или иначе, но выросшие в христианской культуре, в большинстве своём не способны терпеть урон, который нам наносят, помогая кому-то другому. Хотелось бы, конечно, чтобы всё было иначе, чтобы мы не оказались в числе тех людей, которые из-за страха за собственное имущество просят Бога покинуть их. Для этого, помимо сугубо гуманистических размышлений, нам стоит постоянно приводить себе на память тот очевидный для любого христианина факт, что источником жизни являются не какие-либо материальные ресурсы, а Бог, и стремление быть рядом с Ним несмотря ни на что — это не что иное, как высшая из всех возможных забота о самом себе.
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист.