Евангелие от Марка, Глава 5, стихи 1-20. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 5, стихи 1-20

01 И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую.

02 И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом,

03 он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями,

04 потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его;

05 всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни;

06 увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему,

07 и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!

08 Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.

09 И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.

10 И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той.

11 Паслось же там при горе большое стадо свиней.

12 И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.

13 Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.

14 Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось.

15 Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились.

16 Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях.

17 И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их.

18 И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним.

19 Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя.

20 И пошел и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В истории исцеления бесноватого больше всего удивляет и поражает не сам факт исцеления, и не то, что Господь Иисус Христос имеет власть над злыми духами, самое странное в этой истории — реакция простых людей на очевидное чудо. В других местах после чудесных исцелений, которые во множестве совершал Спаситель, люди просили остаться с ними подольше, просили помочь их больным родственникам и друзьям, слушали Христово слово и всячески пытались удержать Воплощённого Бога рядом с собой. Но здесь мы видим совершенно иную, очень странную и непостижимую реакцию, узнав о чуде исцеления, люди «начали просить Его, чтобы отошёл от пределов их». На эту особенность евангельского рассказа о гадаринском бесноватом невозможно не обратить внимание.

Любопытно, что мнения толкователей относительно причин такой реакции окружающих разделились. Кто-то полагает, что всё дело исключительно в гибели большого числа свиней, и, как следствие, причинённый обывателям убыток, а кто-то считает, что причина состоит лишь в неготовности людей к вторжению в их жизнь Бога и к вызванным таким вторжением переменам. Оба эти мнения кажутся в равной степени справедливыми, справедливой кажется и их комбинация.

В самом деле, мы из опыта знаем, что гибель имущества, потеря денег — это не то, что приносит радость, и не то, от чего мы впадаем в восторг. Можно говорить о том, какими чёрствыми людьми были сограждане исцелённого Христом человека, а можно попытаться представить собственную реакцию на нечто подобное. К примеру, можно представить, что один из жителей подъезда многоквартирного дома получил чудесное исцеление, но при этом были уничтожены личные автомобили всех остальных жителей. Обрадовались ли бы потерпевшие урон исцелению своего соседа? Вряд ли. Скорее всего, они отреагировали бы ещё более эмоционально, чем жители страны Гадаринской. Скорее всего, они попытались бы отдать целителя правоохранительным органам, требовали бы суда и возмещения ущерба, и это при том, что многие современные автомобили застрахованы от тотальной гибели, а на утонувших в озере свиней никакие страховки не распространялись. Поэтому здесь, пожалуй, стоит удивиться не тому, что соплеменники исцелённого потребовали Христа уйти, а тому, что они не попытались Ему как-нибудь отомстить и призвать к ответу.

А ещё стоит удивиться тому, что древние жители полуязыческого Десятиградия оказались столь кротки и терпеливы, тогда как мы, люди, так или иначе, но выросшие в христианской культуре, в большинстве своём не способны терпеть урон, который нам наносят, помогая кому-то другому. Хотелось бы, конечно, чтобы всё было иначе, чтобы мы не оказались в числе тех людей, которые из-за страха за собственное имущество просят Бога покинуть их. Для этого, помимо сугубо гуманистических размышлений, нам стоит постоянно приводить себе на память тот очевидный для любого христианина факт, что источником жизни являются не какие-либо материальные ресурсы, а Бог, и стремление быть рядом с Ним несмотря ни на что — это не что иное, как высшая из всех возможных забота о самом себе.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!