Как следует из евангельского текста, убийство Иоанна Крестителя долго Ирода не отпускало. Именно поэтому услышав о новом чудотворце Иисусе, Ирод тотчас упоминает о Крестителе и думает, что это он восстал из мёртвых.
Сегодняшнее Евангелие разворачивает перед нами драматическую картину, я бы даже сказал — трагедию — человека, облечённого не знающей границ властью над другими — вплоть до права убийства — но при этом так и не научившегося властвовать над самим собой.
Я думаю, многим из нас знакомо это состояние пьянящего упоения от власти. Причём для этого вовсе не нужно быть на какой-то должности или вообще иметь хоть малейшее отношение к администрированию. Корни этого дурманящего упоения лежат совсем в другой плоскости: это то самое наследство Адамова греха, которое каждый из нас носит в себе. Я бы назвал его будоражащей жаждой самобытности, волнующим кровь предвкушением реальной возможности жить по-своему, в своём, созданном только по моему образу и подобию, мирке.
Именно когда у человека появляется возможность ощутить этот даже не вкус — лишь привкус власти самобытности — легко может сорвать все тормоза. Стремление к богоподобию, изначально заложенное в нас Творцом, делает кульбит — а в ухо кто-то ещё и нашептывает — «да, да, будете как боги!» — и превращается в не знающее удержу утверждение своей самости — вопреки разуму, чувству, совести. Вопреки Богу.
Именно это и загнало царя Ирода в тупик: ведь чтобы дать назад, отказаться от своих предыдущих слов — для этого надо было публично признать свою ошибку, поспешность, необдуманность сгоряча сказанной клятвы. Но — это тотчас бы разрушило весь манящий дурман безграничной власти и собственной безнаказанности. Ироду не хватило ни мужества, ни трезвого разума, ни верности своему сердцу — чтобы не допустить убийства ни в чём неповинного пророка. Сам того не понимая, возомнив себя почти богоподобным, на деле он лишь выставил себя на посмешище окружающим — как же легко смогла обвести его вокруг пальца Иродиада!...
Всякий раз, когда мы оказываемся в ситуации, когда кто-то нас пытается подначивать, подстрекать к каким-то действиям — как бы проверяя, а справимся ли мы или «дадим слабину» — надо сразу вспоминать евангельскую историю с Иродом и жёстко пресекать любую манипуляцию — понимая, сколь опасная бочка с порохом сидит внутри каждого из нас!
Читать далее
протоиерей Павел Великанов.