Евангелие от Матфея, Глава 14, стихи 1-13. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 14, стихи 1-13

01 В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе

02 и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.

03 Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего,

04 потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее.

05 И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.

06 Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду,

07 посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит.

08 Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.

09 И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей,

10 и послал отсечь Иоанну голову в темнице.

11 И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей.

12 Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу.

13 И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Как следует из евангельского текста, убийство Иоанна Крестителя долго Ирода не отпускало. Именно поэтому услышав о новом чудотворце Иисусе, Ирод тотчас упоминает о Крестителе и думает, что это он восстал из мёртвых.

Сегодняшнее Евангелие разворачивает перед нами драматическую картину, я бы даже сказал — трагедию — человека, облечённого не знающей границ властью над другими — вплоть до права убийства — но при этом так и не научившегося властвовать над самим собой.

Я думаю, многим из нас знакомо это состояние пьянящего упоения от власти. Причём для этого вовсе не нужно быть на какой-то должности или вообще иметь хоть малейшее отношение к администрированию. Корни этого дурманящего упоения лежат совсем в другой плоскости: это то самое наследство Адамова греха, которое каждый из нас носит в себе. Я бы назвал его будоражащей жаждой самобытности, волнующим кровь предвкушением реальной возможности жить по-своему, в своём, созданном только по моему образу и подобию, мирке.

Именно когда у человека появляется возможность ощутить этот даже не вкус — лишь привкус власти самобытности — легко может сорвать все тормоза. Стремление к богоподобию, изначально заложенное в нас Творцом, делает кульбит — а в ухо кто-то ещё и нашептывает — «да, да, будете как боги!» — и превращается в не знающее удержу утверждение своей самости — вопреки разуму, чувству, совести. Вопреки Богу.

Именно это и загнало царя Ирода в тупик: ведь чтобы дать назад, отказаться от своих предыдущих слов — для этого надо было публично признать свою ошибку, поспешность, необдуманность сгоряча сказанной клятвы. Но — это тотчас бы разрушило весь манящий дурман безграничной власти и собственной безнаказанности. Ироду не хватило ни мужества, ни трезвого разума, ни верности своему сердцу — чтобы не допустить убийства ни в чём неповинного пророка. Сам того не понимая, возомнив себя почти богоподобным, на деле он лишь выставил себя на посмешище окружающим — как же легко смогла обвести его вокруг пальца Иродиада!...

Всякий раз, когда мы оказываемся в ситуации, когда кто-то нас пытается подначивать, подстрекать к каким-то действиям — как бы проверяя, а справимся ли мы или «дадим слабину» — надо сразу вспоминать евангельскую историю с Иродом и жёстко пресекать любую манипуляцию — понимая, сколь опасная бочка с порохом сидит внутри каждого из нас!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!