Ряд ярких образов приводит сегодня Спаситель, говоря о Царстве Небесном. Один из них особо привлекает внимание. Речь идёт об образе сокровища, спрятанного на поле, и о драгоценной жемчужине. Чтобы заполучить эти богатства, человек отказывается от всего, что имеет. Для того, чтобы проникнуть в смысл этого образа, вспомним два Евангельских эпизода.
В первом Господь призывает апостолов к служению. Евангелие говорит, что Он обращается к ним, когда они заняты своими обыденными делами, однако в ответ на этот призыв, апостолы решительно оставляют всё и тотчас следуют за Спасителем. Это радикальное изменение образа жизни делает их хранителями и проповедниками Царства Небесного. В их жизни явным образом начинает действовать Бог. Они нашли драгоценную жемчужину, сокровище, и ради него отдали всё.
Противоположный им образ — богатый юноша, который подходит к Спасителю и спрашивает, как ему войти в Царство Небесное. Так же, как и апостолов, Господь призывает его оставить всё и пойти с Ним. Однако юноша опечалился, так как у него было большое имение. Примечательно то, что молодой человек был очень благочестив. Он говорит, что исполнил весь закон Моисея. Он ходил в храм, давал милостыню, он молился Богу. Но в его душе жил страх, как же он будет жить без своего имения, как оставит тот образ жизни, к которому он привык и который так мил его сердцу. А потому и не смог он заполучить ту драгоценную жемчужину, которую предлагал ему Господь.
Так Евангелие и притчами, и историями указывает на довольно ясный способ, как человек может преобразить свою жизнь, то есть стать обладателем бесценного сокровища. Во-первых, необходимо уверовать во Христа как Спасителя, Который Один может изменить мою жизнь; во-вторых, покаяться. На языке Нового Завета «покаяться» — это не просто признать и перечислить свои грехи. «Покаяться» означает изменить свои отношения с Богом и с людьми, начать совершать те поступки, которые ты раньше не совершал, то есть жить в соответствии с евангельским принципом жертвенной любви. Наконец, в-третьих, необходимо свидетельствовать об этой радости новой жизни другим людям. То есть та река божественной благодати, которая впадает в нашу душу, должна течь дальше. Вода не должна застаиваться, если мы замкнёмся в себе, в довольно скором времени внутри нас сформируется болотце.
Наша проблема нередко заключается в том, что, приняв Христа как Спасителя, придя в Церковь, мы боимся делать следующий шаг. Иными словами, мы стоим перед человеком, у которого в руках карта, компас и все необходимые инструменты для того, чтобы получить сокровище. Однако принять решение и отдать всё, что имеем, за это, мы не готовы. Мы не готовы к деятельному покаянию. Не готовы отказываться от того, к чему привыкли. Речь идёт отнюдь не о смене места жительства, работы, профессии или о каких-то внешних изменениях. Речь идёт об изменении отношений с Богом и людьми. Можно много говорить и мечтать о том, что когда-то я перестану обижаться, завидовать, ревновать, перестану сквернословить, конфликтовать с людьми, избавлюсь от других вредных привычек и пристрастий, и при этом тихонечко добавлять про себя: но только не сейчас, с понедельника. Здесь и сейчас начать предпринимать что-то конкретное бывает очень страшно. Ведь привычный ход вещей будет сразу нарушен. Придётся как-то иначе вести себя с окружающими. Может быть, выглядеть нелепыми в их глазах, смешными, может придётся столкнуться с непониманием с их стороны, даже с насмешками и презрением. А потому нам комфортно оставить всё так, как есть. Мы знаем, как жить по-евангельски, но панически боимся этого. Поэтому, подобно богатому юноше, растворяемся в ритуальном благочестии. Вроде бы ходим в Церковь, вроде исповедуемся, причащаемся, соблюдаем посты, читаем молитвы, а чего-то не хватает. Голос внутри подсказывает нам: «что-то не так».
Потому в очередной раз прислушаемся к призыву Спасителя, найдём в себе силы и решительность изменить своё отношение к жизни и тем, кто нас окружает, чтобы обрести, подобно апостолам, бесценную жемчужину, сокровище Царства Небесного.
Читать далее
cвященник Дмитрий Барицкий.