Иудейская религия времён Христа была религией многочисленных правил и запретов. Скрупулёзные предписания регламентировали всю ритуальную жизнь верующего человека. В частности, это касалось заповеди о субботе. Почитание седьмого дня понималась исключительно как запрет на исполнение определённых видов деятельности. Запрещено было готовить еду, участвовать в сельскохозяйственных работах, стирать, заниматься рукоделием, мастерить, рисовать, стричься, зажигать или тушить огонь, охотиться, переносить грузы и т.д. В свою очередь каждый из этих видов деятельности делился на подвиды, те ещё на подвиды, пока не доходило до того, что практически по каждой типичной ситуации, в которой мог оказаться человек в субботний день, не предлагалась какое-то правило поведения.
Подобный формализм неизбежно отражался и на личных отношениях между людьми. Сегодня мы видим яркий тому пример. Человек болен, он страдает, он жаждет милости в виде исцеления, и эту милость можно ему оказать. Однако закон говорит: нельзя. Сегодня суббота. Приходите завтра. Можно подумать, что такими жестокосердными были только фарисеи и другие противники Христа. Совсем нет. Это был общий пафос и норма религиозной жизни еврейского народа. Прекрасно иллюстрирует это вопрос, который задают Спасителю апостолы: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?» То есть, апостолы, услышав слова Учителя о необходимости прощения, требуют сразу чёткой инструкции.
И упрёки фарисеев, и вопрос апостолов обнаруживают одну и ту же логику: добродетель должна иметь границы. Ведь если нет никаких ограничений, придётся жить в постоянном ожидании, что кто-то может прийти ко мне со своей просьбой в самый неудобный момент. А коль я хочу всё-таки оставаться благочестивым человеком, мне придётся эту просьбу исполнить, пожертвовать ради этого своим уютом, отказаться от привычного ритма жизни. Одним словом, выйти из зоны комфорта. А если есть чёткое правило, тогда можно быть уверенным, когда надо пойти навстречу, а когда никто не имеет право тебя беспокоить. И самое главное, если откажешь, откажешь по закону и совесть не будет мучать. Именно с такой молчаливой совестью священник и левит прошли мимо человека, которого ограбили и избили разбойники в притче о милосердном самарянине. Они торопились в храм и не могли туда прийти нечистыми, прикоснувшись к умирающему человеку. И совесть их молчала. Ведь они могли сослаться на закон.
Но вот Господь предлагает совершенно иной принцип. Он рушит эти барьеры. Поэтому Он специально исцеляет в субботу. Поэтому же он отвечает апостолам, что прощать необходимо не «до семи раз, но до седмижды семидесяти», то есть, до бесконечного количества раз. Безусловно, это возлагает на человека огромную ответственность, это и есть тот самый крест, о котором Господь так часто говорит, призывая человека идти за Собой. Но это и величайшее доверие, это дар творческой свободной любви, на которую способен лишь сознательный взрослый человек и не способен законопослушный инфантил.
А потому и всякому из нас, кто задает Богу лукавый вопрос: до какой степени мы можем нести бремя другого человека, когда уже нашему терпению можно лопнуть, а нам спокойно заняться самими собой и своими личными делами, Господь отвечает: ровно до той, до какой вы готовы и можете оставаться духовно взрослым человеком. После этой черты вы превращаетесь в духовно незрелых младенцев, которые держатся за инструкции, как ребёнок за мамину юбку. Потому что все вы, коль носите звания христиан, призваны подражать в своей жизни Христу. А на пути Его любви нет никаких границ и формальных ограничений. Его любовь безгранична и простирается даже до глубин ада, куда Он пошёл ради вас и который победил, чтобы каждый, кто верует в Него, смог приобрести такую силу жертвенной любви, которая необходима для того, чтобы стать наследником Царства Небесного.
Читать далее
cвященник Дмитрий Барицкий.