Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 9-13. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 9-13

09 И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их.

10 И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?

11 Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?

12 Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро.

13 Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая.

Читает и комментирует cвященник Дмитрий Барицкий.

Иудейская религия времён Христа была религией многочисленных правил и запретов. Скрупулёзные предписания регламентировали всю ритуальную жизнь верующего человека. В частности, это касалось заповеди о субботе. Почитание седьмого дня понималась исключительно как запрет на исполнение определённых видов деятельности. Запрещено было готовить еду, участвовать в сельскохозяйственных работах, стирать, заниматься рукоделием, мастерить, рисовать, стричься, зажигать или тушить огонь, охотиться, переносить грузы и т.д. В свою очередь каждый из этих видов деятельности делился на подвиды, те ещё на подвиды, пока не доходило до того, что практически по каждой типичной ситуации, в которой мог оказаться человек в субботний день, не предлагалась какое-то правило поведения.

Подобный формализм неизбежно отражался и на личных отношениях между людьми. Сегодня мы видим яркий тому пример. Человек болен, он страдает, он жаждет милости в виде исцеления, и эту милость можно ему оказать. Однако закон говорит: нельзя. Сегодня суббота. Приходите завтра. Можно подумать, что такими жестокосердными были только фарисеи и другие противники Христа. Совсем нет. Это был общий пафос и норма религиозной жизни еврейского народа. Прекрасно иллюстрирует это вопрос, который задают Спасителю апостолы: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?» То есть, апостолы, услышав слова Учителя о необходимости прощения, требуют сразу чёткой инструкции.

И упрёки фарисеев, и вопрос апостолов обнаруживают одну и ту же логику: добродетель должна иметь границы. Ведь если нет никаких ограничений, придётся жить в постоянном ожидании, что кто-то может прийти ко мне со своей просьбой в самый неудобный момент. А коль я хочу всё-таки оставаться благочестивым человеком, мне придётся эту просьбу исполнить, пожертвовать ради этого своим уютом, отказаться от привычного ритма жизни. Одним словом, выйти из зоны комфорта. А если есть чёткое правило, тогда можно быть уверенным, когда надо пойти навстречу, а когда никто не имеет право тебя беспокоить. И самое главное, если откажешь, откажешь по закону и совесть не будет мучать. Именно с такой молчаливой совестью священник и левит прошли мимо человека, которого ограбили и избили разбойники в притче о милосердном самарянине. Они торопились в храм и не могли туда прийти нечистыми, прикоснувшись к умирающему человеку. И совесть их молчала. Ведь они могли сослаться на закон.

Но вот Господь предлагает совершенно иной принцип. Он рушит эти барьеры. Поэтому Он специально исцеляет в субботу. Поэтому же он отвечает апостолам, что прощать необходимо не «до семи раз, но до седмижды семидесяти», то есть, до бесконечного количества раз. Безусловно, это возлагает на человека огромную ответственность, это и есть тот самый крест, о котором Господь так часто говорит, призывая человека идти за Собой. Но это и величайшее доверие, это дар творческой свободной любви, на которую способен лишь сознательный взрослый человек и не способен законопослушный инфантил.

А потому и всякому из нас, кто задает Богу лукавый вопрос: до какой степени мы можем нести бремя другого человека, когда уже нашему терпению можно лопнуть, а нам спокойно заняться самими собой и своими личными делами, Господь отвечает: ровно до той, до какой вы готовы и можете оставаться духовно взрослым человеком. После этой черты вы превращаетесь в духовно незрелых младенцев, которые держатся за инструкции, как ребёнок за мамину юбку. Потому что все вы, коль носите звания христиан, призваны подражать в своей жизни Христу. А на пути Его любви нет никаких границ и формальных ограничений. Его любовь безгранична и простирается даже до глубин ада, куда Он пошёл ради вас и который победил, чтобы каждый, кто верует в Него, смог приобрести такую силу жертвенной любви, которая необходима для того, чтобы стать наследником Царства Небесного.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!