Если мы не знакомы с традициями иудаизма первого века по Рождестве Христовом, то мы вряд ли сможем понять суть этого евангельского отрывка. Мы только что услышали буквально следующее: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей». Без знания того, какой именно был тогда праздник и каковы были обычаи его празднования, само по себе поведение Христа Спасителя выглядит довольно странно, тогда как странным оно не было.
Великим праздником здесь назван праздник Кущей. Этот был многодневный праздник, он длился семь дней, но его кульминацией был восьмой день, так называемый Шмини Ацерет. В течение этого времени израильтяне не жили в домах, а переселялись в шалаши, отсюда, собственно, и происходит название праздника. Так было установлено в воспоминание странствия народа Израиля по пустыне без крыши над головой, о празднике Кущей повествует 23-я глава библейской книги Левит: «празднуйте этот праздник Господень семь дней в году: это постановление вечное в роды ваши; в седьмой месяц празднуйте его; в кущах живите семь дней; всякий туземец Израильтянин должен жить в кущах, чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш» (Лев. 23:41–43).
Со временем к тем праздничным действиям, которые описаны в книге Левит, прибавились и другие, в частности, возник ритуал возлияния священником воды на жертвенник Иерусалимского храма. Для этой цели священник шёл к Силоамскому источнику, брал там воду и нёс её к храму через так называемые ворота Источника, шествие священника сопровождалось пением, среди прочих песнопений там был и стих 12-й главы из книги пророка Исайи: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Ис. 12:3). Ритуал возлияния воды на жертвенник сопровождался чтениями из Священного Писания, в них входила 47-я глава книги пророка Иезекииля, в которой говорится о воде, текущей из храма: «Потом привёл он меня обратно к дверям храма, и вот, из-под порога храма течёт вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма, по южную сторону жертвенника» (Иез. 47:1). В описании этого видения пророка Иезекииля есть и такие слова: «И всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и рыбы будет весьма много, потому что войдёт туда эта вода, и во́ды в море сделаются здоровыми, и, куда войдёт этот поток, всё будет живо там» (Иез. 47:9). Суть этого пророческого видения понятна: храм — место обитания Бога, то, что исходит из этого места, обладает животворящей силой.
Именно на фоне этих действий и сопутствующих им чтений Господь Иисус Христос возвысил Свой голос и начал говорить о реках воды живой. При этом Он, как мы слышали, ссылался на пророческие слова, то, что говорил Спаситель, было по своей сути толкованием видения Иезекииля. Господь Иисус Христос являет Собой одушевлённый храм, следовательно, то, что исходит от Него — даёт силу жизни, так, как её даёт вода. А потому полнота человеческой жизни напрямую зависит от соотнесённости человека со Христом, от того, насколько каждый из нас внимателен к словам Христа и от того, в какой степени мы исполняем то, что слышим от Него. Следствием слышания и исполнения становится дарование благодати Духа Святого, которая в конечном итоге приводит человека к состоянию вечного нетленного пребывания с Богом.
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист.