Евангелие от Иоанна, Глава 7, стихи 37-52; Глава 8, стихи 12. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 7, стихи 37-52

37 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.

38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.

39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.

40 Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.

41 Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?

42 Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?

43 Итак произошла о Нем распря в народе.

44 Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.

45 Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?

46 Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.

47 Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?

48 Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?

49 Но этот народ невежда в законе, проклят он.

50 Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:

51 судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?

52 На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.

Евангелие от Иоанна, Глава 8, стихи 12

12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Если мы не знакомы с традициями иудаизма первого века по Рождестве Христовом, то мы вряд ли сможем понять суть этого евангельского отрывка. Мы только что услышали буквально следующее: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей». Без знания того, какой именно был тогда праздник и каковы были обычаи его празднования, само по себе поведение Христа Спасителя выглядит довольно странно, тогда как странным оно не было.

Великим праздником здесь назван праздник Кущей. Этот был многодневный праздник, он длился семь дней, но его кульминацией был восьмой день, так называемый Шмини Ацерет. В течение этого времени израильтяне не жили в домах, а переселялись в шалаши, отсюда, собственно, и происходит название праздника. Так было установлено в воспоминание странствия народа Израиля по пустыне без крыши над головой, о празднике Кущей повествует 23-я глава библейской книги Левит: «празднуйте этот праздник Господень семь дней в году: это постановление вечное в роды ваши; в седьмой месяц празднуйте его; в кущах живите семь дней; всякий туземец Израильтянин должен жить в кущах, чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш» (Лев. 23:41–43).

Со временем к тем праздничным действиям, которые описаны в книге Левит, прибавились и другие, в частности, возник ритуал возлияния священником воды на жертвенник Иерусалимского храма. Для этой цели священник шёл к Силоамскому источнику, брал там воду и нёс её к храму через так называемые ворота Источника, шествие священника сопровождалось пением, среди прочих песнопений там был и стих 12-й главы из книги пророка Исайи: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Ис. 12:3). Ритуал возлияния воды на жертвенник сопровождался чтениями из Священного Писания, в них входила 47-я глава книги пророка Иезекииля, в которой говорится о воде, текущей из храма: «Потом привёл он меня обратно к дверям храма, и вот, из-под порога храма течёт вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма, по южную сторону жертвенника» (Иез. 47:1). В описании этого видения пророка Иезекииля есть и такие слова: «И всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и рыбы будет весьма много, потому что войдёт туда эта вода, и во́ды в море сделаются здоровыми, и, куда войдёт этот поток, всё будет живо там» (Иез. 47:9). Суть этого пророческого видения понятна: храм — место обитания Бога, то, что исходит из этого места, обладает животворящей силой.

Именно на фоне этих действий и сопутствующих им чтений Господь Иисус Христос возвысил Свой голос и начал говорить о реках воды живой. При этом Он, как мы слышали, ссылался на пророческие слова, то, что говорил Спаситель, было по своей сути толкованием видения Иезекииля. Господь Иисус Христос являет Собой одушевлённый храм, следовательно, то, что исходит от Него — даёт силу жизни, так, как её даёт вода. А потому полнота человеческой жизни напрямую зависит от соотнесённости человека со Христом, от того, насколько каждый из нас внимателен к словам Христа и от того, в какой степени мы исполняем то, что слышим от Него. Следствием слышания и исполнения становится дарование благодати Духа Святого, которая в конечном итоге приводит человека к состоянию вечного нетленного пребывания с Богом.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!