Для знакомых с церковным учением о таинствах христиан очевидно, что насыщение Господом Иисусом Христом пятью хлебами и двумя рыбами пяти тысяч человек в пустынном месте — это ничто иное, как прообраз Таинства Евхаристии. На это указывает не только тот факт, что малым количеством пищи насытилось большее число людей, но и то, что перед тем, как начать раздавать еду, Христос воздал благодарение, а не произнёс принятое в иудаизме благословение. Эта деталь кажется очень незначительной, но она чрезвычайно важна, ведь именно благодарение является основным мотивом Таинства Евхаристии, все же прочие молитвенные слова, которые священники произносят во время совершения литургии, — лишь некое обрамление и дополнение к благодарению.
Но, как и Таинство Евхаристии, в котором под видом хлеба и вина верующие причащаются Тела и Крови Христовых, так и насыщение малым количеством еды большого числа людей в пустыне, являются вызовом для нашего сознания. Впрочем, церковные люди привыкли к Таинству Евхаристии, и оно мало у кого из нас вызывает вопросы и непонимание, а вот умножение хлеба в пустыне — это нечто необычное и невиданное, к этому чуду есть вопросы, в том числе и у некоторых христиан. Блаженному Августину принадлежит замечательная мысль по поводу этой особенности человеческого сознания, звучит эта мысль так: «Люди удивляются не тому, что является великим, но тому, что является редким». Великое — Евхаристия, а редкое — чудо в пустыне, поэтому наш критический разум пытается найти какие-то объяснения этому так, как будто бы хлеб умножился в руках обычного человека, а не Бога, сотворившего Своею властью и премудростью весь видимый мир. Бог производит из семени колос, и Он же увеличивает популяцию рыбы в водоёмах. Конечно, это происходит по известным нам естественнонаучным законам, но даже зная законы, никакой человек не в состоянии воспроизвести эти процессы, взяв в качестве основы простые химические соединения. А Бог, сделав это однажды, может и повторить созидательный процесс тогда, когда сочтёт этот необходимым. Там, в пустыне, Он счёл необходимым и повторил. Этим самым Господь Иисус Христос достиг сразу двух благих целей: Он насытил голодных и сделал очевидной для внимательных и думающих людей Свою божественную силу.
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист.