Евангелие от Иоанна, Глава 6, стихи 5-14. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 6, стихи 5-14

05 Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?

06 Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать.

07 Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу.

08 Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему:

09 здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?

10 Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч.

11 Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел.

12 И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало.

13 И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели.

14 Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Для знакомых с церковным учением о таинствах христиан очевидно, что насыщение Господом Иисусом Христом пятью хлебами и двумя рыбами пяти тысяч человек в пустынном месте — это ничто иное, как прообраз Таинства Евхаристии. На это указывает не только тот факт, что малым количеством пищи насытилось большее число людей, но и то, что перед тем, как начать раздавать еду, Христос воздал благодарение, а не произнёс принятое в иудаизме благословение. Эта деталь кажется очень незначительной, но она чрезвычайно важна, ведь именно благодарение является основным мотивом Таинства Евхаристии, все же прочие молитвенные слова, которые священники произносят во время совершения литургии, — лишь некое обрамление и дополнение к благодарению.

Но, как и Таинство Евхаристии, в котором под видом хлеба и вина верующие причащаются Тела и Крови Христовых, так и насыщение малым количеством еды большого числа людей в пустыне, являются вызовом для нашего сознания. Впрочем, церковные люди привыкли к Таинству Евхаристии, и оно мало у кого из нас вызывает вопросы и непонимание, а вот умножение хлеба в пустыне — это нечто необычное и невиданное, к этому чуду есть вопросы, в том числе и у некоторых христиан. Блаженному Августину принадлежит замечательная мысль по поводу этой особенности человеческого сознания, звучит эта мысль так: «Люди удивляются не тому, что является великим, но тому, что является редким». Великое — Евхаристия, а редкое — чудо в пустыне, поэтому наш критический разум пытается найти какие-то объяснения этому так, как будто бы хлеб умножился в руках обычного человека, а не Бога, сотворившего Своею властью и премудростью весь видимый мир. Бог производит из семени колос, и Он же увеличивает популяцию рыбы в водоёмах. Конечно, это происходит по известным нам естественнонаучным законам, но даже зная законы, никакой человек не в состоянии воспроизвести эти процессы, взяв в качестве основы простые химические соединения. А Бог, сделав это однажды, может и повторить созидательный процесс тогда, когда сочтёт этот необходимым. Там, в пустыне, Он счёл необходимым и повторил. Этим самым Господь Иисус Христос достиг сразу двух благих целей: Он насытил голодных и сделал очевидной для внимательных и думающих людей Свою божественную силу.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!